Интересные факты о железных дорогах. «Герой водевиля». Интересные факты из истории первой железной дороги Интересные факты о жд транспорте

1. Железная дорога – вещь для современного человека обычная. Мало кто сегодня ни разу не ездил на электричке или поезде дальнего следования.

2. Перемещение по железной дороге является в 45 раз более безопасным, чем по автодороге. Риск попасть в аварию в поезде существенно ниже, чем в машине.

3. Сегодня (в среднем) каждый россиянин проезжает по железной дороге примерно 9 раз в год. А общее количество гостей давно перевалило за 1,3 миллиарда человек в год.

4.А первые поезда в России и Европе были доступны примерно 9% населения тех городов, между которыми налаживалось железнодорожное сообщение.

5. Появление паровоза в начале XIX века преобразило мир, так как именно с этого момента люди и товары могли перемещаться по всему миру на беспрецедентных скоростях.

6.Первый пассажирский поезд в мире пошел по рельсам со скоростью, едва доходившей до отметки в 33 км/ч. Немногим позже разгоняться удавалось уже до 38 и даже 42 километров в час.

7. Открытие железнодорожного сообщения Москва – Санкт-Петербург стало настоящим событием. Вот только простые люди не спешили нововведением пользоваться. Страшная грохочущая штука вызывала неподдельный страх.

8.Чтобы продвинуть железнодорожные перевозки в массы, решено было сделать проезд бесплатным. И эта мера возымела действие. Поезда очень скоро перестали бояться.

9. Но история акции была недолгой. Бесплатно можно было проехаться туда и обратно только в первые трое суток после открытия соответствующей ветки железной дороги.

СОВРЕМЕННЫЙ СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД «САПСАН»

Жаль, что бесплатный проезд из Москвы в Петербург остался в далеком прошлом.

10. В 1830 году открылась первая на паровой тяге американская железная дорога Ливерпуль - Манчестер. Спустя десятилетия США пересекали уже сотни тысяч железнодорожных миль.

11.Сегодня, потомки этих первых железных дорог, включая железную дорогу CSX, продолжают играть ключевую роль в жизни американцев, ежегодно перевозя миллионы грузовых вагонов.

ЦИНХАЙ-ТИБЕТСКАЯ ОДНОПУТНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

12. Цинхай-Тибетская однопутная железная дорога - самая высокогорная на планете дорога ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего света, чтобы полюбоваться волшебными тибетскими пейзажами «крыши мира» на высоте более чем в 5000 км над уровнем моря.

13. Подобную романтику никакая морская или воздушная компания предложить не сможет. Безусловно, такие экстремальные условия требуют и специальных поездов.

14. Вагоны полностью герметизированы, оборудованы персональными кислородными масками и системой подачи кислорода в случае необходимости, а на промежуточных и обзорных станциях пассажирские вагоны естественно не открываются, поскольку за их пределами нечем дышать. Сами китайцы испытывают необычайную гордость за своё инженерное сооружение и ставят его в один ряд с Великой Китайской Стеной.

15. Когда англичанин Ричард Тревитик запустил свой первый практичный паровоз в 1804 году, его скорость составляла менее 16 километров в час. Сегодня по высокоскоростным железнодорожным линиям поезда проносятся в 30 раз быстрее.

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

16. Среди отечественных железных дорог самой примечательной была и остается Транссибирская магистраль. Статусов у нее много. Например, эта железная дорога известна как самая длинная в мире. На сегодняшний день она насчитывает более 9400 километров путей и представляет собой целую сеть железных дорог, между Москвой и Дальним Востоком России. Кроме того, дорога имеет ответвления на все соседствующие приграничные страны.

17.Строительство Транссибирской магистрали в полную силу началось ещё в далёком в 1891 году, под личным контролем Сергея Витте, который, будучи тогда министром финансов, чётко понимал, что Россия просто обязана быть стратегическим партнёром между западом и востоком.

18.Для того, чтобы строительство дороги и сопутствующая инфраструктура успевали друг за другом, российское руководство начало строительство с востока и запада одновременно, стремясь вглубь страны. Чтобы понять всю масштабность проекта, достаточно сказать, что лишь в 2002 году была завершена полная электрификация Транссибирской магистрали!

19.Реконструировав в начале 2000-х годов некоторые участки Транссибирской магистрали, Россия организовала первый постоянный коридор масштабного грузового сообщения между Китаем, Монголией, Белоруссией, Польшей и Германией, который в разы увеличил оборот торговли и поспособствовал дальнейшему развитию Дальнего Востока как стратегического региона.

20.Первоначальное название дороги - Великий Сибирский Путь. И великий он не потому, что строительство дороги велось почти целый век, а потому что российское правительство тогда сознательно отказалось от западной «помощи», не желая допустить усиления влияния иностранных капиталистов на Дальнем Востоке. Строили только СВОИМИ силами! И смогли! Построили!

21.Недаром говорят, что проехать по Транссибирской магистрали, значит увидеть полмира. Шутка ли? Знаменитый Фотограф Тодд Селби, проделавший длинный путь от Парижа до Шанхая железными дорогами, утверждает, что это настоящая правда: «Это фантастика - просыпаться каждый раз, отрываться от карты и пытаться понять, где ты находишься… Наступил уже седьмой день путешествия, а мы всё ещё в Сибири! Сибирь очень большая. И Байкал очень большой. Но это всего лишь часть великой России!».

ОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

22.Транссиб – это 9438 километров, больше 8 дней в пути. На маршруте поезд останавливается на 97 крупных станциях и проезжает множество мелких.

23.А еще на Транссибе есть половина пути. Станция, расположенная точно посередине железной дороги между Москвой и Владивостоком, так и называется. Расстояние от «Половины» до обоих городов одинаковое.

24.Транссиб также считается самой холодной железной дорогой. Часть ее проходит по климатической зоне, где -62˚С – обычная температура. Интересно, что самая холодная точка маршрута не совпадает с самой северной.

25. Когда в 1964 году перед Олимпийскими играми в Токио появился первый японский Синкансэн, его скорость превысила 209 км в час. C тех пор максимальная скорость этих поездов неуклонно растёт. Нынешней мировой рекорд составляет 603 километров в час.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ТАИЛАНДЕ, В МАЕКЛОНГЕ

26. Не менее удивительна таиландская железная дорога, которая проходит через самый настоящий рынок! В 60 км к западу от Бангкока в местечке Маеклонг продовольственный рынок, расположенный прямо на железнодорожных путях, несколько раз в день быстро сворачивает свои продуктовые лотки, скручивает навесы и разбегается прямо перед носом составов.

27.Но самое удивительное, что даже на это время торговля не прекращается! Из открытых окон состава в торговцев летит деньга монета, а назад в окна влетает рыба, сладости, фрукты и прочие покупки. Тут главное ловить уметь!

28.Хотя сноровка к этому делу появляется у пассажиров уже после протирания глаз от разбитых помидоров и фразы «опять не поймал!» После того, как поезда пронесутся, ящики с оставшимися овощами, рыбой и прочим товаром вновь возвращаются на рельсы и торговля приобретает более цивилизованный характер.

29. Япония уже не единственная в высокоскоростном железнодорожном направлении: Франция, Китай и Германия также работают над поездами, которые способны достигать экстремальной скорости.

30.В настоящее время Соединённые Штаты разрабатывают планы по строительству высокоскоростной железнодорожной линии, которая будет соединять калифорнийские города Сан-Франциско и Анахайм.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

31. Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн уникален тем, что он пересекает главную взлётно-посадочную полосу Гисборнского аэропорта в Новой Зеландии. Это единственная в мире железная дорога, где именно диспетчерская служба воздушного сообщения разрешает или запрещает поездам движение на пересечение взлётно-посадочной полосы для продолжения своего маршрута.

32.Иногда самолёты и поезда разделяют друг от друга буквально считанные секунды! Эта диковинная «развязка» является едва ли не первым предложением туристу у новозеландских гидов! Паровоз и самолёт, мчащиеся на встречу друг другу, зрелище обыденное для голливудских или индийских фильмов, но никак не для повседневной жизни!

33. Первая грузовая железная дорога в России имела длину всего 2 километра. Приводилось в действие это чудо науки и техники своего времени Конной тягой!

34.Самые длинные товарняки в истории железной дороги ездили в разных концах света. Один перевозил уголь (ни много ни мало – 42000 тонн за рейс) на Урализ Экибастуза еще в эпоху СССР. Поезд состоял из 440 вагонов. Их общая длина перевалила за 6,5 километров.

35.Побит рекорд был в Южной Африке. Здесь на маршрут вышел поезд из 660 вагонов. Общая их длина составила 7,3 километра. Вот только эксперимент, в отличие от советского, практического смысла не имел. Полотно не выдержало нагрузки, и железную дорогу пришлось надолго закрыть на ремонт.

«ТОННЕЛЬ ЛЮБВИ» НА УКРАИНЕ

36. «Тоннель любви» - это расположенный недалеко от посёлка Клевань на Украине живописный трёхкилометровый отрезок железной дороги. Он ведет к фабрике по производству древесноволокнистых плит.

37. Поезд здесь ходит три раза в день, поставляя древесину на Оржевский деревообрабатывающий комбинат. Именно железнодорожный состав заставляет растущие ветки деревьев огибать пути и поддерживает тоннель в таком состоянии.

38.Прекрасный солнечным летом зелёный коридор привлекает влюбленные пары, а осенью и зимой фотографов, желающих запечатлеть это прекрасное чудо природы. Считается, что если вы, посетив «Тоннель любви», загадаете заветное желание, то оно обязательно сбудется.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

39. Байкало – Амурскую магистраль строила вся страна. Лучшая молодёжь со всех концов Советского Союза приезжала, работала, обживалась. Здесь создавались семьи, совершали настоящие трудовые подвиги, случались открытия.

40.БАМ проектировался как часть системного проекта по освоению значительных природных богатств малоисследованных районов, по которым, собственно, и пролегла дорога.

41.На пути БАМа планировали построить около десяти территориально-промышленных комплексов-гигантов, но горбачёвская перестройка, позволила достроить лишь один Южно-Якутский угольный комплекс.

42.Затем приватизация с большими надеждами передала в частные руки ряд ресурсных месторождений, но вместо загрузки мощностей БАМа и массированного освоения месторождений полезных ископаемых в зоне магистрали «на выходе» получились лишь олигархи с яхтами.

43.К началу 2000-х практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали были приостановлены под «идейными» предлогами нецелесообразности, а решению советского руководства построить БАМ старательно вешалось клеймо ошибочности и бесперспективности. Хотя этот проект полвека считался просто жизненно необходимым для Сибири и Дальнего Востока, по мнению всех экспертов.

44.Отрадно, что сегодняшнее руководство страны всерьёз нацелено на возрождение БАМа и региона в целом. И это не просто слова. С недавних пор успешно функционирует Эльгинское месторождение, где летом 2011 года был добыт первый уголь. Строится подъездная железнодорожная ветка, связывающая его с магистралью.

45.По БАМу пошли первые грузовые поезда сверхтяжёлого веса, позволяющие перевозить 7100 тонн вместо предыдущей весовой нормы в 4800 тонн, что должно увеличить в разы рентабельность перевозок. Это стало возможно после введения в эксплуатацию новых мощных двухсекционных локомотивов серии 2ЭС5К «Ермак» и тепловозов 2ТЭ25А «Витязь». Составы успешно преодолевают самый сложный участок маршрута - Кузнецовский перевал.

46.Сами железнодорожные пути на перевале были реконструированы и усилены, введён в эксплуатацию Новый Кузнецовский тоннель. Замечу для критиков: «Поезда пошли, а не пойдут. Перевал реконструирован, а не будет когда-то. «Ермаки» и «Витязи» введены в эксплуатацию, а не находятся в стадии проектирования». Так что БАМ ждёт светлое будущее потому, что дорога, построенная с любовью, не может не жить вечно!

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОМПАНИИ «БАЛТИМОР И ОГАЙО»

47. В 1827 году «Балтимор и Огайо» стала первой американской компанией, получившей чартер для перевозки пассажиров и различных грузов. Компания изо всех сил пыталась создать паровой двигатель, который помог бы преодолевать грубый и неровный ландшафт, и избавил бы от конной тяги.

48. На помощь пришёл изобретатель Питер Купер, который предложил спроектировать и построить именно такой двигатель. 28 августа 1830 года паровоз Купера, названный Tom Thumb (в переводе «Мальчик-с-пальчик»), на Железной дороге «Балтимор и Огайо» в окрестностях Балтимора, вышел помериться силами с составом на конной тяге. Паровоз сразу же вырвался вперёд, и руководители «Балтимор и Огайо», находившиеся под впечатлением от увиденного, приняли решение перевести свою железную дорогу на паровую тягу. Вскоре, Железная дорога «Балтимор и Огайо» стала одной из самых успешных железных дорог в Соединённых Штатах.

49. Хотите максимальных гарантий безопасности? Выбирайте фирменные вагоны перевозчика ТКС. Их месторасположение в составе и современное техническое оснащение обеспечивают безопасность и комфорт во время поездки.

50. Современные скоростные поезда гоняют по железной дороге со скоростью 320–430 км/ч. А экспериментальные инновационные составы способны разгоняться до 603 км/ч. И это, как говорят ученые и инженеры, далеко не предел.

фото из открытых источников

Алена Юрьевна Селиверстова
Интеллектуальная игра «Знаем все о железной дороге»

Цели :

Закрепить знания детей о железной дороге , железнодорожном транспорте , о правилах безопасности на железной дороге . Формировать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. -Формировать интерес к железнодорожным профессиям .

Оборудование : 4 пазла, мультимедийная доска, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, желтые флажки, семафор, наглядное пособие.

Организационный момент. В викторине участвует 4 команды. За каждый правильный ответ команда получает один пазл, в конце игры победившая команда должна полностью собрать картинку. Если картинка собрана не полностью, команда получает 2 место, и т. д.

Представление команд : команды выбирают капитана, говорят свое название.

(«Локомотив» , «Ласточка» , «Сапсан» и «Электровоз» )

Стихотворение про железную дорогу (Читает ученик) .

Что такое дорога ? это пот на висках,

Это руки в мозолях, это сажень в плечах,

Стук колес под вагоном и мелькание лиц.

Это песни стальные бесконечных путей

Вереница зеленых семафорных огней,

Что такое дорога ?

Чтобы это понять,нужно просто дороге

Свое сердце отдать!

1 задание : «Покажи то, что назову» (детям из каждой команды предлагается показать на картине предметы железнодорожной терминологии ). Приложение №1.

* Локомотив * Вагоны * Рельсы * Шпалы * Туннель * Эстакада * Шлагбаум * Переезд * Высокоскоростной поезд * Тепловоз

2 задание : «Угадай, что спряталось» (детям показывается часть иллюстрации на тему «Железная дорога » , участники команд должны догадаться, что изображено, по 1 заданию каждой команде.

3 задание : «Умные вопросы» (вопросы задаются поочерёдно каждой команде, если игрок одной команды не справляется, отвечает игрок другой команды)

Как называют людей, которые едут в поезде? пассажиры

По какой части железной дороги могут ходить будущие пассажиры? перрон

Как пассажиры должны переходить на другой перрон? мост

Что находится на вокзале?

Что приобретают в ж/д кассе? билет

Зачем? чтобы ехать

Что отмечают на ж/д билете? фио, дату, место час отбытия и прибытия

Зачем на вокзале нужны громкоговорители? что было везде слышно

Расскажите о поведении ребёнка на вокзале.

Какие бывают вагоны? Пассажирские, грузовые

если желтый флажок свернут что делает машинист (едет быстрее)

Развернут (медленно)

Кто первый изобрел паровоз? Братья Черепановы

4 задание : «Собери картинку» (командам предлагаются разрезанные картинки паровоза и электровоза, по одному из фрагментов дети должны догадаться, какую картинку чья команда собирает, затем собирают картинку – кто быстрее)

Пока команды заняты, проводится конкурс капитанов.

5 задание : «Конкурс капитанов»

Логическая задачка (одна на всех - кто быстрее) : вы – машинист, в вашем поезде 5 вагонов, в каждом вагоне 2 проводника, каждому проводнику 25 лет. Сколько лет машинисту?

Какой узел нельзя развязать? Железнодорожный .

- «О чём я говорю?» (капитанам предлагаются определения (поочерёдно) по которым они должны догадаться о загаданном предмете). Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, мягкий, голубой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный , купейный….(вагон) .

- «Кто быстрее?» (капитанам предлагается скороговорка, кто быстрее и чище выговорит) : Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят.

Стихотворение (читает ребенок) .

Мчится поезд вдаль куда-то

Пассажиры спят давно,

Машинист по долгу службы

Смотрит пристально в окно

И не ляжет спать сегодня

До рассвета проводник,

И диспетчер, и ремонтник,

Не прилягут не на миг

Потому что их работа –

Перевозки, дальний путь,

Потому-то этим людям

Даже некогда вздремнуть!

6 задание : «Железнодорожные знаки »

По вокзалу, по перрону

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда;

Без них не выйдут никогда

С вокзала поезда.

Каждой команде предлагается по 2 знака, которые можно увидеть вблизи железной дороги , дети должны объяснить их значение. Приложение №2.

7 задание : «Весёлый паровоз» (подвижная игра ) . У ведущего звуковой сигнал и 2 жёлтых флажка. Дети гуляют под музыку, по сигналу вагончики должны построиться за своим паровозом – капитаном от 1 до 5 вагона, в поездке обращать внимание на сигналы ведущего. Если жёлтый флажок свёрнут, едут быстро, если развёрнут – медленно, если красный цвет семафора – остановиться.

8 задание :

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам побыстрее.

Конкурс загадок (загадка приготовлена каждому игроку, если он затрудняется с ответом, на помощь приходит капитан)

* В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (рельсы, шпалы, поезд)

* Хоть имеет он два глаза, но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним, машинист следит за ним. (семафор)

* Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились. И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. (вагоны)

* И конь, и работник, до воды охотник. Фырчит, да пьёт, дома ведёт. (паровоз)

* На большие расстоянья, мчится он без опозданья. Этот поезд вмиг исчез, называется… (экспресс)

* Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой. (поезд)

* Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс, и называюсь…. (паровоз)

* Они бывают разные, зелёные и красные. Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут. (вагоны)

* Мчится, мчится железный конёк , по железу железо гремит . Пар клубится, вьётся дымок, мчится, мчится железный конёк . (поезд)

* Он на вокзале есть всегда, к нему подходят поезда. (перрон)

Я хозяйка в доме на колесах,

Я всегда вас чаем напою.

День и ночь тружусь не уставая.

Назови профессию мою! (проводница)

9 задание : «Весёлые задания» (каждой команде в конверте предлагаются задание на смекалку – (коллективная работа)

* Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?

* Бегут по рельсам паровоз и пароход. Кто первым прибудет на вокзал?

* Летели по небу тепловоз и самолёт. Кто долетит быстрее?

* Чем начинается, и чем заканчивается железная дорога для пассажира ?

10. Ведущий задает вопросы с вариантами ответов :

1. Как в позапрошлом веке называли железнодорожников ?

а) Ямщиками;

б) Возницами;

в) Путейцами;

г) Подорожниками .

2. Какая из этих профессий существует?

а) Облётчик магистралей;

б) Обходчик путей;

в) Надзиратель дорог ;

г) Контролёр перронов.

(Это железнодорожник , регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути .)

3. Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто ?

а) Носитель;

в) Носильщик;

г) Передвижник.

4. Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции ?

а) Составитель рельсов;

б) Составитель протоколов;

в) Составитель поездов;

г) Составитель чемоданов.

5. Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути напримыкающие?

а) Стрелка;

б) Шлагбаум;

в) Семафор;

г) Башмак.

(Стрелочный перевод.)

6. Какого из этих понятий НЕ существует?

а) Железнодорожный узел ;

б) Железнодорожная ветка ;

в) Железнодорожное полотно ;

г) Железнодорожные спицы .

7. Как называется конец железнодорожного пути ?

б) Разъезд;

в) Перегон;

8. Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?

а) Динамо;

б) Локомотив;

в) Дизель;

г) Мотриса.

9. Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах ?

а) Пассажирский;

б) Грузовой;

в) Маневровый;

г) Спортивный.

Стихотворение (рассказывает ребенок)

По просторам дороги железной

Поезда словно птицы летят…

Обдавая всех ветром и дымом

И гудком нам сигналят : «Виват!»

Стук колес словно дробь барабана

Отбивает мелодию рельс,

В такт вагоны ему подпевают

Гул разносится аж до небес!

И пыхтят тепловозы надрывно,

Весь состав мчат вперед невзначай,

Мирно дремлют в купе пассажиры,

Проводник носит фирменный чай…

Ну, а мы им помашем рукою,

Пожелаем удачи в пути!

Пожелаем дороге железной ,

Никогда не свернуть с колеи!

Сегодня мы хотим рассказать вам несколько интересных фактов о железных дорогах. Возможно, кто-то из вас подумает: «Поезда - это так банально и предсказуемо, то ли дело самолеты с их Бермудским треугольником или овеянные ореолом романтики океанические суда». Но поверьте, история развития железнодорожного сообщения насыщена всевозможными интересными фактами: незначительными и имеющими огромное значение, курьезными и печальными. Вместе с нашими читателями мы уже выяснили, в какой стране курсирует , где и когда были созданы - эта информация, в принципе, общеизвестна. В этой же статье мы хотим предложить вашему вниманию несколько малоизвестных и при этом крайне интересных фактов о железных дорогах.

Откуда взялась морская болезнь у пассажиров поезда?

Всем известно, что одно из многочисленных достоинств железнодорожного транспорта - это то, что в нем практически никого не укачивает. Но оказывается, японские конструкторы своим изобретением сумели-таки вызвать у пассажиров морскую болезнь. В 1973 году в Японии был сконструирован и пущен в эксплуатацию поезд с наклоняющимися в стороны вагонами. Задумка была хорошей, ведь благодаря такой конструкции состав мог вписываться в повороты колеи, не снижая скорости. Разработчики не учли одного нюанса: большинство пассажиров нового поезда, доехав до конечной станции, вышли из вагонов, мягко говоря, позеленевшими от того, что их сильно укачало.

Поезда «с наклоном» были изобретением, опередившим свое время: развитие технологий в те годы не позволило доработать конструкцию и устранить такой существенный недостаток. Зато в наш век цифровых технологий машинисты поездов получили возможность контролировать наклон вагонов поезда буквально до одного градуса, и уже сегодня пассажирские составы, вписывающиеся в виражи не теряя скорости, курсируют более чем в 15 странах. При наклонах вагонов в поездах «нового поколения» пассажиры не только не испытывают дискомфорта, но часто даже ничего не замечают

В поезд с кислородной подушкой

Поезда настолько востребованы в транспортной инфраструктуре, что железнодорожные пути для них прокладывают везде, где только можно. Так в Китае существует известная Цинхай-Тибетская железная дорога - самая высокогорная магистраль в мире. Самая высокая точка дороги расположена более чем в 5000 метров над уровнем моря. Естественно, такие условия требуют и специальных поездов. Все вагоны для составов, курсирующих по Цинхай-Тибетской магистрали, полностью герметизированы, рядом с каждым пассажирским сиденьем имеются разъем, к которому при необходимости можно подключить кислородную трубку, и пульт управления подачей кислорода. На редких промежуточных станциях пассажирские вагоны даже не открываются, поскольку за их пределами, попросту говоря, нечем дышать.

Поезд без машиниста

Тринадцать лет назад в США ремонтная бригада занималась перетаскиванием состава из 47 вагонов с одной колеи на другую, и допустила техническую ошибку, в результате чего поезд тронулся с места и… укатился. Причем не просто укатился, а неконтролируемо понесся по рельсам со скоростью 76 км/час. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не вмешательство отважного машиниста: догнав «беглеца» на тепловозе, он сумел сцепиться с последним вагоном и затормозить весь состав. На момент остановки неуправляемого поезда, он успел проехать более чем 100 км.

Введение часовых поясов - инициатива английских железнодорожных компаний

Привычные для нас часовые пояса до начала XIX века просто не существовали - в них не было необходимости, поскольку время в каждом городе определяли по солнцу. Все изменилось с появлением железнодорожного транспорта: отсутствие «единого» во всех городах времени становилось не только серьезным препятствием для составления расписания движения поездов, но и возможной причиной аварий на ж/д дорогах.

1 декабря 1847 года на всех железнодорожных станциях в Великобритании состоялся переход на единое время, то есть в стране был установлен один часовой пояс по Гринвичу. Введением на своей территории стандартного времени и часовых поясов Америка и Канада также обязаны железнодорожным компаниям.

Не подумали о главном

В Швейцарии для местного бомонда: политиков, почетных гостей и т.д., было организовано железнодорожное турне. Работники железной дороги расстарались и для наибольшего комфорта пассажиров сформировали состав исключительно из вагонов-ресторанов… забыв о том, что в них конструктивно не предусмотрены туалеты. Результат очевиден: в пункте назначения, почетные гости, позабыв про важность и этикет, практически выпрыгивали из поезда, и, расталкивая встречающих их на перроне, устремлялись в известном направлении.

В основном бытует мнение, что поезд это так банально, так скучно, так обыденно, другое дело самолёты с их гиперскоростями подобно михалковским строкам «В кресло сел , завтрак съел . Что такое? Прилетел!» Или огромные океанские лайнеры, разрывающие бескрайние морские просторы, будто прекрасные оазисы посреди пустыни. Но поверьте, железная дорога тоже способна насытить своего пассажира сполна позитивными эмоциями и всевозможными интересностями.

Например, Цинхай-Тибетская однопутная железная дорога — самая высокогорная на планете дорога ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего света, чтобы полюбоваться волшебными тибетскими пейзажами «крыши мира» на высоте более чем в 5000 км над уровнем моря.

Подобную романтику никакая морская или воздушная компания вам предложить не сможет. Безусловно, такие экстремальные условия требуют и специальных поездов. Вагоны полностью герметизированы, оборудованы персональными кислородными масками и системой подачи кислорода в случае необходимости, а на промежуточных и обзорных станциях пассажирские вагоны естественно не открываются, поскольку за их пределами нечем дышать. Сами китайцы испытывают необычайную гордость за своё инженерное сооружение и ставят его в один ряд с Великой Китайской Стеной.

Не менее удивительна и таиландская железная дорога, которая проходит через самый настоящий рынок! В 60 км к западу от Бангкока в местечке Маеклонг продовольственный рынок, расположенный прямо на железнодорожных путях, несколько раз в день быстро сворачивает свои продуктовые лотки, скручивает навесы и разбегается прямо перед носом составов.

Но самое удивительное, что даже на это время торговля не прекращается! Из открытых окон состава в торговцев летит деньга-монета, а назад в окна влетает рыба, сладости, фрукты и прочие покупки. Тут главное ловить уметь! :-) Хотя, полагаю, что сноровка к этому делу появляется у пассажиров уже после протирания глаз от разбитых помидоров и фразы «опять не поймал!»:-) После того, как поезда пронесутся, ящики с оставшимися овощами, рыбой и прочим товаром вновь возвращаются на рельсы и торговля приобретает более цивилизованный характер:-)

Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн уникален тем, что он пересекает главную взлётно-посадочную полосу Гисборнского аэропорта в Новой Зеландии. Это единственная в мире железная дорога, где именно диспетчерская служба воздушного сообщения разрешает или запрещает поездам движение на пересечение взлётно-посадочной полосы для продолжения своего маршрута.

Иногда самолёты и поезда разделяют друг от друга буквально считанные секунды! Эта диковинная «развязка» является едва ли не первым предложением туристу у новозеландских гидов! Согласитесь, паровоз и самолёт, мчащиеся на встречу друг другу, зрелище обыденное для голливудских или индийских фильмов, но никак не для повседневной жизни!

Если вы уже нашли свою вторую половинку или пока ещё только в поисках, то железная дорога настоятельно рекомендует посетить прекрасный «Тоннель любви», расположенный недалеко от посёлка Клевань на Украине. Этот живописный трёхкилометровый отрезок железной дороги ведет к фабрике по производству древесноволокнистых плит. Поезд здесь ходит три раза в день, поставляя древесину на Оржевский деревообрабатывающий комбинат. Именно железнодорожный состав заставляет растущие ветки деревьев огибать пути и поддерживает тоннель в таком состоянии.

Прекрасный солнечным летом зелёный коридор привлекает влюбленные пары, а осенью и зимой фотографов, желающих запечатлеть это прекрасное чудо природы. Считается, что если вы, посетив «Тоннель любви», загадаете заветное желание, то оно обязательно сбудется.

Транссибирская железнодорожная магистраль — самая длинная железная дорога в мире, на сегодняшний день насчитывает 9300 км путей и представляет собой целую сеть железных дорог, между Москвой и Дальним Востоком России. Кроме того, дорога имеет ответвления на все соседствующие приграничные страны. Строительство Транссибирской магистрали в полную силу началось ещё в далёком в 1891 году, под личным контролем Сергея Витте, который, будучи тогда министром финансов, чётко понимал, что Россия просто обязана быть стратегическим партнёром между западом и востоком. Для того, чтобы строительство дороги и сопуствующая инфраструктура успевали друг за другом, российское руководство начало строительство с востока и запада одновременно, стремясь вглубь страны. Чтобы понять всю масштабность проекта, достаточно сказать, что лишь в 2002 году была завершена её полная электрификация!

Реконструировав в начале 2000-х годов некоторые участки дороги, Россия организовала первый постоянный коридор масштабного грузового сообщения между Китаем, Монголией, Белоруссией, Польшей и Германией, который в разы увеличил оборот торговли и поспособствовал дальнейшему развитию Дальнего Востока как стратегического региона.

Первоначальное название дороги - Великий Сибирский Путь. И великий он не потому, что строительство дороги велось почти целый век, а потому что российское правительство тогда сознательно отказалось от западной «помощи», не желая допустить усиления влияния иностранных капиталистов на Дальнем Востоке. Строили только СВОИМИ силами! И смогли! Построили!

Недаром говорят, что проехать по Транссибирской магистрали, значит увидеть полмира. Шутка ли? Знаменитый Фотограф Тодд Селби, проделавший длинный путь от Парижа до Шанхая железными дорогами, утверждает, что это настоящая правда: «Это фантастика — просыпаться каждый раз, отрываться от карты и пытаться понять где ты находишься... Наступил уже седьмой день путешествия, а мы всё ещё в Сибири! Сибирь очень большая. И Байкал очень большой. Но это всего лишь часть великой России!»

Если все предыдущие факты о железных дорогах не вызвали у вас какие-либо эмоции, то не отчаивайтесь. В мире всё же есть одна железная дорога, восторгаться которой не устают по сей день! Ну, а даже, если вы заядлый критик и слово «восторгаться» не для вас, то не переживайте, огромную «порцию» для обсуждения и осуждения вы здесь тоже для себя найдёте. Что это за железная дорога? Это — БАМ!

Я не хотела бы спорить с теми, кто утверждает, что БАМ является «тупиком» советской эпохи, что строили его зэки, что вся эта территория БАМа - огромная зона или лагерь… Вокруг этого, как ни крути, гениального инженерного проекта по сей день ходит огромное количество баек и легенд... Но, тем не менее, для тысячи тысяч бамовцев эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. И отзываются они о нём, как о ярком, романтическом, героическом и лучшем времени в их жизни. Так оно и было.

Лучшая молодёжь со всех концов Советского Союза приезжала, работала, обживалась. Здесь создавались семьи, совершали настоящие трудовые подвиги, случались открытия. БАМ строила вся страна.

« Через перевалы, реки и болота
Магистраль проложим на века. Не страшна любая нам работа,
По зову сердца мы приехали сюда!»

БАМ проектировался как часть системного проекта по освоению значительных природных богатств малоисследованных районов, по которым, собственно, и пролегла дорога .

На пути БАМа планировали построить около десяти территориально-промышленных комплексов-гигантов , но очень «перспективная» горбачёвская перестройка, позволила достроить лишь один Южно-Якутский угольный комплекс. Затем не менее «перспективная» приватизация с большими надеждами передала в частные руки ряд ресурсных месторождений, но вместо загрузки мощностей БАМа и массированного освоения месторождений полезных ископаемых в зоне магистрали «на выходе» получились лишь олигархи с яхтами. К началу 2000-х практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали были приостановлены под «идейными» предлогами нецелесообразности, а решению советского руководства построить БАМ старательно вешалось клеймо ошибочности и бесперспективности. Как это по истине «олигархично» прикрываться внезапной «бесперспективностью» проекта, который полвека считался просто жизненно необходимым для Сибири и Дальнего востока по мнению всех экспертов.

Греет душу лишь то, что сегодняшнее руководство страны всерьёз нацелено на возрождение БАМа и региона в целом. И это не просто слова. С недавних пор успешно функционирует Эльгинское месторождение, где летом 2011 года был добыт первый уголь. Строится подъездная железнодорожная ветка, связывающая его с магистралью. По БАМу в мае этого года пошли первые грузовые поезда сверхтяжёлого веса, позволяющие перевозить 7100 тонн вместо предыдущей весовой нормы в 4800 тонн, что должно увеличить в разы рентабельность перевозок. Это стало возможно после введения в эксплуатацию новых мощных двухсекционных локомотивов серии 2ЭС5К «Ермак» и тепловозов 2ТЭ25А «Витязь». Составы успешно преодолевают самый сложный участок маршрута - Кузнецовский перевал.

Сами железнодорожные пути на перевале были реконструированы и усилены, введён в эксплуатацию Новый Кузнецовский тоннель. Замечу для критиков: «Поезда пошли, а не пойдут. Перевал реконструирован, а не будет когда-то. «Ермаки» и «Витязи» введены в эксплуатацию, а не находятся в стадии проектирования».

Я уверена, что БАМ ждёт светлое будущее потому, что дорога, построенная с любовью, не может не жить вечно!

На создание такого масштабного проекта, как железные дороги, было затрачено много сил, времени и денежных средств. Порой, великие гении-конструкторы доходили до безумных решений и создавали нелепые ситуации. Курьезные случаи стали нередкими в данной реформаторской деятельности. А также с развитием скоростного транспорта, тема поездов и дальних поездок стала очень часто упоминаться в искусстве- музыке, кинофильмах, театральных постановках; и даже в политике. Вот самые интересные факты и упоминания о железных дорогах:

1) Кто проживает на дне океана?

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs - помесь трамвая и парома. Прокладка железной дороги по суше на этом маршруте требовала множества инженерных конструкций, и инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря - общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров и имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а перенос пути сочли слишком затратным.

2) Когда и где неуправляемый поезд проехал более 100 км, разогнавшись до скорости 76 км/ч?

15 мая 2001 года в штате Огайо, США, железнодорожная бригада перетаскивала состав из 47 вагонов с одного пути на другой. Из-за технической ошибки никем не управляемый поезд под названием CSX 8888 набрал ход и отправился в самостоятельное путешествие, в ходе которого разгонялся до скорости 76 км/ч. Проехав более 100 км, состав был остановлен машинистом догнавшего его тепловоза, который сцепился с последним вагоном и применил реостатное торможение.

3) Какой механизм получил название от фамилии изобретателя прототипа велосипеда?

Прототип велосипеда сконструировал и запатентовал немецкий барон Карл фон Дрез в 1818 году. У этого механизма была деревянная рама, металлические колёса и руль, но не было педалей - чтобы он двигался, нужно было отталкиваться ногами от земли. Фамилия изобретателя в названии велосипеда не закрепилась, зато дала название дрезине - устройству для передвижения по рельсам с механической тягой.

4) Каким образом горбачёвская антиалкогольная кампания повлияла на тексты песен «Машины времени»?

Во время горбачёвской антиалкогольной кампании цензуре подверглись многие произведения искусства. Например, Андрей Макаревич изменил текст в песне «Разговор в поезде»: после строки «Вагонные споры - последнее дело» вместо «когда больше нечего пить» он стал петь «и каши из них не сварить».

5) Что главным образом обусловило переход на систему часовых поясов в 19 веке?

До 19 века не было никакого деления на часовые пояса, везде определяли время по Солнцу. Необходимости во временных зонах не было, так как не было скоростного транспорта. Унификацию обусловило развитие железных дорог в Англии, потому что из-за различий во времени в каждом городе было очень трудно составить нормальное расписание. Именно железнодорожные компании добились того, чтобы на всей территории страны был один часовой пояс по Гринвичу. А затем постепенно система часовых поясов начала распространяться по миру.

6) Кто стал жертвой убийцы, брат которого ранее спас жизнь сыну убитого?

Президент США Авраам Линкольн был убит в театре Джоном Бутом в 1865 году. Незадолго до этого по случайному совпадению брат последнего, Эдвин Бут, спас на железнодорожной платформе жизнь сына президента - Роберта Линкольна.

7) Где произошла железнодорожная катастрофа, причиной которой стал языковой барьер?

В 2001 году в Бельгии произошла железнодорожная катастрофа, в которой в результате лобового столкновения поездов погибли 8 человек, включая обоих машинистов. В ряду других аварий эта уникальна тем, что её главной причиной стал языковой барьер. Когда машинист первого поезда выехал со станции несмотря на красный свет семафора, диспетчер позвонил на следующую станцию, чтобы предупредить об этом. Однако диспетчеры не поняли друг друга, так как один говорил на французском, а другой на голландском. Оба этих языка являются государственными в Бельгии, и по правилам железнодорожной компании персонал должен знать хотя бы один из них.

8) Какую аварию устроили американцы в 1896 году для развлечения публики?

В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу - преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

9) Что представляли собой военные бронедрезины?

Известно, что в войнах 19 века, Первой и Второй мировой войнах многие страны использовали бронепоезда. Однако кроме этого пытались вести бой и с помощью отдельных боевых единиц - бронедрезин. Это были почти что танки, но ограниченные в движении только рельсами.

10) Серия Ы?

С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии Ы.

11) Почему прямая железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом имела в одном месте криволинейный изгиб?

Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, сейчас является совокупностью прямых линий, хотя раньше существовал небольшой криволинейный изгиб между Окуловкой и Малой Вишерой. Существует легенда, что при проектировании дороги император Николай I лично начертил прямую линию между двумя столицами, а изгиб возник из-за того, что карандаш обогнул приложенный к линейке палец.

На самом деле в том месте был перепад высот, что затрудняло движение составов, движимых маломощными паровозами. Для того, чтобы не вцеплять дополнительный локомотив, и был создан объезд.

12) Кто и где сумел выжить и не стать инвалидом после того, как его мозг пронзил железный лом?

В 1848 году американский железнодорожный рабочий Финеас Гейдж получил производственную травму - металлический прут пронзил лобные доли его мозга, войдя через левую щеку и выйдя около темени. Меньше чем через час Гейдж пришёл в себя, а затем пошёл в больницу и по дороге спокойно и невозмутимо рассуждал о дыре в своей голове. В ране развилась инфекция, но рабочий выздоровел и прожил ещё 12 лет. У него не нарушились память, речь, восприятие, только изменился характер - он стал более раздражительным и потерял склонность к труду.

13) Какой миф советских времён про фильм «Прибытие поезда» жив до сих пор?

Вопреки расхожему мнению (которое попало даже в советский учебник по истории зарубежного кино), фильм «Прибытие поезда» не показывался на знаменитом первом платном киносеансе в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок.

14) Как назвали город, где Анна Каренина бросилась под поезд?

В романе Льва Толстого Анна Каренина бросилась под поезд на подмосковной станции Обираловка. В советское время этот посёлок стал городом и был переименован в Железнодорожный.

15) Кто изобрёл азбуку Морзе?

Азбуку Морзе в привычном нам виде изобрёл не Морзе, а немецкий инженер Герке. Оригинальная азбука Морзе была неудобной, хотя и использовалась на некоторых американских железных дорогах вплоть до 1960-х годов.

16) У кого больше?

Интересный факт, что колея железной дороге в России больше чем в Европе на 8 сантиметров. Существует былина, что когда русские инженеры пришли к царю и спросили, какой ширины делать колею, такой же как в Европе или больше, то он ответил: нах… й больше. Вот они и сделали колею ровно на столько шире. Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза.

17) Чей стандарт?

Железнодорожная колея точно соответствует расстоянию между колесами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территориям современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам, этот стандарт был учтен и при строительстве железных дорог.

18) Почтовые поезда под конвоем

В первое время существования Николаевской железной дороги почта особенно бдительно охранялась на всем пути следования. С этой целью почтовые поезда отправлялись под конвоем конных жандармов, скакавших во весь дух вдоль железной дороги.

19) Спасательные скамьи

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах устанавливались в передней части состава, были снабжены жесткими скамьями, но… не имели крыши, и поэтому пассажиры чаще ездили под скамьями, где они спасались от искр, снопами вылетавших из паровозной трубы, и холода.

20) Парадоксальная любовь

Самым парадоксальным является тот факт, что при небольшой протяженности российских железных дорог (всего 7 процентов от общей цифры ж/д мира), на долю РФ приходится около 35 процентов от мирового объема железнодорожных грузоперевозок. Объясняются эти цифры необычной популярностью железных дорог среди российских бизнесменов, причем предпочтение данному виду транспорта отдают как владельцы крупных предприятий, так и индивидуальные предприниматели, нуждающиеся в перевозке небольших партий груза.
Причину такой любви русского народа, да и всего бывшего СССР, к железным дорогам объяснить легко, если вспомнить, хотя бы, тот факт, что данный вид транспорта считается самым безопасным. Пусть скорость доставки оставляет желать лучшего, зато всегда можно быть уверенным, что груз прибудет к месту назначения в целости и сохранности. Ведь по статистике, аварии на железной дороге случаются в десятки раз реже, чем на автотрассах, а в каждом выпуске новостей уже привычным явлением стали сообщения об очередной авиакатастрофе. Высокий уровень безопасности особенно важен при транспортировке ценных и хрупких продуктов, а такая продукция составляет сегодня немалую часть в общем потоке грузов. Пока самолеты падают, а дороги, как известно, продолжают оставаться одной из главных проблем СНГ, поезда будут занимать лидирующую позицию на рынке грузоперевозок. Не секрет, что в отдаленных уголках наших стран многие дороги в весенне-осенний период приходят просто в непроходимое состояние, поэтому доставка поездами остается вообще единственно возможным вариантом.
Немаловажным фактором в пользу выбора железнодорожных грузоперевозок является и их сравнительно невысокая стоимость. Более выгодного транспорта для перевозки леса и строительных материалов просто не найти. Ограничения по видам груза тоже отсутствуют – сыпучие, наливные, летучие и продовольственные – возможна транспортировка муки и цемента, угля и спирта. Все что нужно сделать владельцу груза - выбрать подходящий контейнер (вагон, полувагон, платформу, цистерну, рефрижератор).
Но при всей экономической привлекательности и надежности у железнодорожных грузоперевозок есть ряд минусов.
Во-первых, в малых городах попросту отсутствуют железнодорожные станции, поэтому приходиться все-таки воспользоваться автомобильным транспортом для доставки груза до места назначения. Во-вторых, существует целый ряд трудностей, связанных с различными требованиями к технологии транспортировки в разных странах. Поэтому международные грузоперевозки требуют знания множества нюансов и способности налаживать дружественные внешнеэкономические отношения.
Сегодня транспортные компании, с целью обеспечить максимальный комфорт заказчику и получателю груза, разрабатывают логистическую схему для каждого отдельно взятого груза, согласовывают особенности и условия транспортировки, исходя из характеристик продукции, и предоставляют четкую информацию о следовании поезда и времени его прибытия на станцию.

21) Первый механический (не на ручной либо лошадиной тяге) лифт с приводом от паровой машины, называвшийся «вертикальной железной дорогой», был установлен в США в 1850 году. К 1880-м годам этим типом лифтов были оборудованы крупные гостиницы и богатые здания в США и Европе.

22) «Подпольной железной дорогой» в США в 1850-х годах называли тайную организацию аболиционистов (общественное движение, добивающееся отмены рабства), переправлявшую беглых негров с Юга на Север.