Краткие и интересные истории про остров пасхи. Какие тайны скрывает остров Пасхи? Развитие и упадок цивилизации

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Остров Пасхи
(исторический экскурс)

(из цикла "На задворках планеты" )

Остров Пасхи (или Рапа-Нуи ) - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Он входит в состав Полинезии (субрегион Океании). Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи ) и знали письменность (ронгоронго ), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма. В середине XIX века местные жители стали объектом работорговли, в результате которой погибла большая часть рапануйцев, а вместе с ними утеряны многие элементы уникальной местной культуры. 9 сентября 1888 года остров был аннексирован Чили. В XX веке Рапа-Нуи стал объектом огромного интереса для исследователей, пытавшихся разгадать тайны исчезнувшей рапануйской цивилизации (среди них был норвежский путешественник Тур Хейердал). В это время произошли некоторые улучшения в инфраструктуре острова и качестве жизни рапануйцев. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XXI веке остров продолжает привлекать туристов со всего мира, а туризм стал основным источником доходов для местного населения.


Ронго-ронго, письменность, которая
до сих пор не расшифрована лингвистами.
Фрагмент малой таблицы из Сантьяго

Время заселения острова Пасхи
Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из бухты Анакены , свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800-1200 гг. н. э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако точка в вопросе колонизации острова ещё не поставлена, и, вполне вероятно, что эта цифра может быть опровергнута.


Склон потухшего вулкана Рано Рараку, усыпанный каменными изваяниями моаи

Теории заселения острова Пасхи
Еще больше гипотез существует относительно того, откуда прибыли первые (да и последующие) переселенцы на остров. Так, например, приверженец американской теории заселения норвежский путешественник Тур Хейердал считает, что острова Полинезии были заселены американскими индейцами - в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, впоследствии почти полностью уничтоженными новой волной эмигрантов, приплывших уже с северо-западного побережья Северной Америки к 1000-1300 гг. н. э. Также среди ученых есть приверженцы меланезийской теории, согласно, которой остров заселялся меланезийцами - групой народов с островов Меланезии в Тихом океане, примыкающиx к Австралии и Новой Гвинее. Среди специалистов, изучающих остров Пасхи, существуют и другие гипотезы (заселение с островов Полинезии, Таити, островов Кука и др.). Таким образом, на протяжении XX века было предложено множество научных гипотез, которые выделяют несколько центров, откуда происходило заселение Рапа-Нуи, но окончательная точка так и не поставлена.

Занятия древних рапануйцев
Остров Пасхи - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов. Согласно легендам Рапа-Нуи, некоторые виды растений были завезены королём Хоту-Мату’а , приплывшим на остров с таинственной родины Мараэ-ренга. Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.

Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.


На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей
легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана

В прошлом полинезийцы, отправляясь в поисках новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица - впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев. Полинезийская крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. Впоследствии на острове появились серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи (небольшого островка к юго-западу от Рапа-Нуи), где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви , другие - из камня, их называли мангаи-кахи и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей. После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из костей врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана погибшего человека, то есть его сила. Также рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах.


Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости,
или мангаи-иви, с острова Пасхи.
Состоит из двух частей, соединённых веревкой

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название - вака рап. vaka), как, например, у других народов Полинезии, бороздивших волны Тихого океана. К тому же, сказался явный дефицит высоких и крупных деревьев.

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени. В начале XIX века на Рапа-Нуи существовало десять племён, или мата (рап. mata), члены которых считали себя потомками эпонимических предков, которые, в свою очередь были потомками первого короля острова Хоту-Мату’а . Согласно рапануйской легенде, после смерти Хоту-Мату’а остров был поделён между его сыновьями, которые дали названия всем рапануйским племенам. Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых воинов. Самих людоедов на острове называли каи-тангата . Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех жителей острова.


Бухта Анакена, где согласно рапануйской легенде высадился король Хоту-Мату"а

Исчезновение рапануйской цивилизации
Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи представлял собой безлесную местность. Тем не менее, недавние исследовательские работы на острове, включая изучение найденных образцов пыльцы, свидетельствуют о том, что в далёком прошлом, во время заселения Рапа-Нуи, остров Пасхи был покрыт густой растительностью, в том числе, обширными лесными массивами. По мере увеличения численности населения эти леса вырубались, а освобождённые земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй острова, или моаи . В результате примерно к 1600 году на острове были полностью уничтожены леса. К этому же времени относится прекращение сооружения моаи.


Набросок Людвигa Льюисa Чорисa (1816) из книги «Atlas in Pictures of the Voyage around the World of the frigate Venus, 1830-1839»,
показывающий два типа рапануйского каноэ. Одно из них с аутригером, другое - без.
Также изображены вёсла.

Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Единственным источником мяса на острове стали куры, которых стали высоко почитать и охранять от воров. В связи с катастрофическими изменениями на Рапа-Нуи началось убывание численности населения. После 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать, появилось рабство, начал процветать каннибализм.

Однако это теория исчезновения рапануйской цивилизации не является единственной. Согласно исследованиям учёного Терри Ханта обезлесение на Рапа-Нуи произошло по большей части не благодаря местным жителям, а в результате поедания семян местных растений полинезийскими крысами, которые были завезены на остров первыми поселенцами. А резкое сокращение численности населения (согласно этой же теории) относится лишь к европейском периоду Рапа-Нуи, когда большая часть островитян была порабощена и отправлена на южноамериканские или тихоокеанские плантации.

Европейцы на острове
Остров Пасхи европейцы открыли только в 1722 году. 16 июля 1721 года голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен отплыл из Амстердама на кораблях «Thienhoven», «Arend» и «Afrikaanse Galley» в поисках Земли Дэвиса. Вечером 5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» заметил на горизонте сушу. В тот же день адмирал Роггевен назвал остров в честь христианского праздника Пасхи.


Голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен

Следующим утром к голландскому кораблю подплыло каноэ с бородатым местным жителем, явно удивлённым большим морским судном. Только 10 апреля голландцы высадились на сушу. Роггевен подробно описал рапануйцев и координаты острова Пасхи. Увидев необычные статуи огромных размеров, путешественник был сильно удивлён тем, что «обнажённые дикари» могли соорудить такие колоссы. Также было предположено, что статуи были сделаны из глины. Однако первая встреча рапануйцев с европейцами не обошлась без кровопролития: голландскими моряками было убито 9-10 местных жителей. На момент открытия острова Роггевеном на нём обитало около двух-трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10-15 тысяч человек.


В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием.
Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. Часто целью экспедиций на остров было захват рапануйцев в качестве рабов. Проявление насилия со стороны чужеземцев к местным жителям острова привело к тому, что рапануйцы стали враждебно встречать корабли. 1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских кораблей. Несколько островитян, ничего не подозревая, поднялись на борт, и сразу же были схвачены и посажены в тюремные камеры. В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев, которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи - до около 600 человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.


Старинные деревянные статуэтки острова Пасхи, изображающие (слева направо): человека-тюленя (тангата-ику), высота 32 см; две фигурки в середине аку-аку, вид сзади и сбоку; изнуренный предок (Моаи кава-кава), высота около полуметра, следует обратить внимание на изображение позвоночника и ребер. Крайний справа - птице-человек с клювом (тангата-ману). Фото из книги Франсиса Мазьера

С 1862 года началось активное обращение рапануйцев в христианство. Вожди не очень стремились менять веру. Связано это с тем, что они не хотели отказываться от полигамной семьи. Вожди считали, что, если у них будет по одной жене, то они потеряют влияние в племени. Однако постепенно вожди и все рапануйцы приняли христианство. С 1830-х годов островом все больше начинает интересоваться Чили. А, победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879-1883 годов, эта страна приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили, а в 1896 году остров вошёл в состав области Вальпараисо. Даже в ХХ веке права рапануйцев долгое время были достаточно ограниченными.

Изменения стали наблюдаться с середины 60-х. В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 - электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm

Уникальность острова Пасхи проявляется в неоднозначном мнении о нем. То есть, с одной стороны, люди знают о данном месте всё, с другой, одновременно ничего. Его загадочные статуи, образованные из камня, до сих пор являются безмолвными свидетелями древней и непознанной культуры. Но кто и как мог создать эти монументальные изваяния из скал?

Немного географии. В юго-восточной части Тихого океана, между Чили и Tаити, располагается остров Пасхи (рис 1). Местные туземцы его окрестили - Рапануи или Рапа-Нуи (Rapa Nui). Пасха является самым отдаленным островом на земном шаре. Расстояние до близлежащего отрезка суши на западе составляет две тысячи девяносто два километра, а на востоке - две тысячи девятьсот семьдесят один километр. Он образован в форме треугольника, на каждом краю которого находятся потухшие вулканы.

Площадь острова около ста шестидесяти километров квадратных. Остров Пасхи признан наивысшей точкой над уровнем океана. Он находится на огромной возвышенности, которая получила название Восточно-Тихоокеанская возвышенность Ввиду этого еще Тур Хейердал писал, что ближайшая суша, которую видят местные жители, это Луна.

Столица острова, а также и его единственный город, - это город Анга-Роа. У острова имеется свой флаг (рис. 3) и свой герб (рис. 4).

Что интересно, остров Пасхи имеет/имел несколько названий: Ваиху, Мата-ки-те-Раги, остров Сан-Карлос, Рапануи, Теапи, Текаоухангоару, Те-Пито-о-те-хенуа, Хититеаираги, остров Пасхи.

Некоторые легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был составляющей одной большой страны (многие считают его уцелевшей частью Атлантиды). Это выглядит довольно правдоподобно, так как сегодня на Пасхе обнаружено множество доказательств, подтверждающих эти легенды: на острове есть дороги, ведущие прямо в океан, вырыто большое количество подземных тоннелей, берущих начало в местных пещерах и прокладывающих путь в неизвестном направлении, а также другие не менее значимые сведения и удивительные находки.

Интересные данные о подводных исследованиях дна океана возле острова Пасхи приводит австралиец Говард Тирлорен, прибывший сюда вместе с Кусто. Он рассказывал, что прибыв сюда в 1978 г, они достаточно детально изучили дно вокруг острова. Любой, кто опускался вниз в батискафе, подтвердит, что горы под водой, даже на маленькой глубине, отличаются достаточно необычным видом: в некоторых из них даже были проделаны отверстия, напоминавшие разъемы для окон. А однажды Жак-Ив Кусто нашел одну незнакомую глубоководную впадину по близости, куда после он нырял еще трое суток. Когда вернулся, он захотел исследовать данную впадину еще более скрупулезно. У Кусто не получилось рассмотреть что-либо в полной мере, но по его словам на дне виднеются силуэты стен, образующие что-то вроде участка большого города. Однако из-за людей, служащих в политической полиции ДИНА, которую курировал сам Пиночет, ничего не вышло. Как утверждает Тирлорен, их заставили завизировать документы о неразглашении информации, а также потребовали остановить исследования, поэтому все работы были прекращены. Но что необычного может находиться в этой впадине? Почему чилийская госбезопасность так боится ученых – осталось загадкой. После режима Пиночета этот вопрос был поднят вновь, но безрезультатно. Таким образом, данный факт не исключает предположения о том, что значительная часть острова Пасхи затонула во время какой-то катастрофы.

В 1973–1977 годах несколько американских океанологов проводили изучение океанических впадин вблизи о.Пасхи, а именно возле хребта Сала-и-Гомес. В итоге они обнаружили шестьдесят пять подводных вершин и согласились с гипотезой о существовании неизвестного архипелага, который находился в этом районе десятки тысяч лет назад, а потом опустился в воду. Но все последующие исследования без весомой причины были заморожены по требованию правительства Чили. «Остров загадок» до сих пор не дает возможности разгадать его тайну.

Полученные геофизические сведения утверждают, что побережье Юго-Восточной Азии медленными темпами опускается в океан. Может быть это оседание когда-то происходило быстрее и в один момент, подобно Атлантиде, он углубился в пучины океана, включая Пацифиду с ее огромным населением и самобытной культурой, следы которой до сих пор обнаруживают на острове Пасхи? А различные таблички с надписями и памятники искусства – ни что иное как сохранившееся доказательство древней исчезнувшей цивилизации? Ведь, по показаниям первого основавшегося жителя на острове Пасхи - Эйро, во всех постройках помещены деревянные дощечки или палки, содержащие какие-то иероглифы и символы. В основном, это образы неизвестных животных, которые туземцы и по сей день продолжают рисовать при помощи камней. Каждое изображение имеет свое обозначение; но ввиду того, что они изготовляют такие изделия в очень редких случаях, это наводит на мысль, что эти иероглифы представляют собой лишь остатки древней письменности. То есть туземцы лишь пытаются следовать давним обычаям, не стараясь при этом найти в этом какой-то смысл.

Макмиллан Браун в своих исследованиях даже попробовал выяснить примерную дату гибели Пацифиды. На его взгляд, это явление могло произойти в интервале между 1687 годом, когда английский моряк Дэвис рассмотрел в районе острова Пасхи большой уступ, и 1722 годом, когда адмирал Роггевен не отыскал в этом месте ничего за исключением небольшого островка. О случившемся катаклизме свидетельствовали не только неожиданно остановившиеся работы в каменоломнях на Рано-Рараку. Во многих зонах острова Пасхи вымощены просторные дороги, которые заканчиваются в океане. Не означает ли это, что эти пути заканчиваются глубоко под водой? Может на морском дне вполне реально обнаружить новые доказательства утерянной культуры?

Имеется одно но, которое полностью разрушает данную гипотезу, и это - вопрос хронологии. В какой момент суша в Тихом океане начала опускаться? Триста лет назад или три тысячи, или, возможно даже, триста тысяч? Или же эта цифра исчисляется миллионами? Геологические и геофизические данные свидетельствуют о том, что углубление суши и крушение Пацифиды случилось как раз в древний период. Фауна и флора таких островов, как Галапагос, Новая Зеландия, Фиджи, образовались из материка, однако множество столетий назад они являлись составляющей одного огромного континента. Это обусловило нахождения здесь ископаемых, которые давно исчезли и нигде на земном шаре больше не встречаются. Точно также в один момент австралийский континент откололся от Азии. Погружение суши в месте нахождения острова Пасхи не происходило с того древнего периода.

Геологические и океанографические исследования возле Пасхи, проводимые Чаббом, подтвердили тот факт, что он не понизился ни на миллиметр, и в то время, когда воздвигались монументы, линия побережья была так же устойчива, как и сегодня. Этот довод повторила и шведская экспедиция, которая установила геологическую стабильность острова, которая продолжается не менее миллиона лет.

Изучая вопрос возникновения самого острова, у автора сложилось впечатление, что многие научные деятели ставят цель не разобраться или выявить истину, а преследуют цель отстоять именно свою точку зрения, доказать то, что выгодно именно им. Либо, двигаясь в абсолютно беспристрастном поиске, сталкиваются с постулатами, которые на данный момент навязаны обществу, как официальные, но при малейшей проверке трещат по швам. Это заставляет разворачивать свои исследования с прямого пути на тернистые прямые официальных дебрей. Не сложно обратить внимание на тот факт, что большинство исследователей оценивают доступные артефакты только с точки зрения доминирования материи над духовностью, и никак иначе.

В процессе изучения темы возник ряд вопросов. Почему ученые, сталкиваясь с необъяснимыми археологическими артефактами и одновременно с таким же непонятным поведением органов власти, которые в открытую запрещают исследования, не бьют тревогу всеми возможными способами и не пытаются донести до общественности очевидные вещи? Почему не строят гипотезы, в которых было бы место всем находкам и фактам, а не только удобным или понятным? Как можно порой додумывать теории, чтобы они не казались общественности сырыми? Неужели им не интересно узнать о прошлом своей планеты, или просто нет свободного времени ввиду бытовых проблем? Кому же на самом деле понадобилось на крошечном островке посреди океана строить многотонные статуи, расставлять их по периметру острова лицом в океан, расписывать орнаментами и узорами? Что было такого в их письменности, что когда ее увидели первые европейцы, побывавшие на острове, стали спешно искоренять ее из местного населения, да так, что уже через сорок лет практически никто из рапануйцев не мог не только писать, но и читать принадлежавшие им домашние таблички? Можно возразить, что это было случайно и вообще очень давно был этот ХVIII-й век, хорошо, но почему же сейчас не ведутся раскопки и исследования на государственном уровне? Почему если сейчас подойти к статуе за ограждение, человеку будет грозить тюрьма? И почему ЮНЕСКО запретило раскопки и исследование подземной части статуй? Еще одним любопытным фактом является то, что практически все современные исследователи самобытной культуры острова Пасхи утверждают о невозможности узнать ее истинного значения или расшифровать письменность, а все, что прочитано – это обычные бытовые тексты.

Народ, истребленный за полвека.

Спустя полсотни лет, в 1722 году, на острове Пасхи побывали англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз. С тех пор обстановка сильно поменялась. Множество равнин было покинуто. Когда-то полнощекие жители прозябали в бедности, а наполненные величием статуи почти все были свалены и валялись на земле. Древний культ был вычеркнут из памяти. От знаменитой расы «длинноухих» осталось всего несколько представителей, вероятнее всего, их гибель связана с соперниками - "короткоухими", которые не только уничтожили племя, но и присущую им культуру. В результате произошедших событий на острове Пасхи завершилась целая эпоха, продлившаяся не одно столетие, а возможно, и тысячелетие. Что это был за период, так и осталось неразгаданной тайной для многих. Роггевен и его помощники не смогли разузнать о ней практически ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, обнаружившие этот остров во второй половине 18 века, не проявляли любопытства по поводу древних артефактов, они разыскивали только новые территории, которые можно осваивать и использовать в качестве колоний. К тому времени, когда у европейских исследователей наконец-то проснулся интерес к культурному наследию других народов, на острове Пасхи остались лишь безмолвные свидетели его величественного прошлого - это огромные и захватывающие дух статуи. Теперь они скинуты со своих оснований, на краю кратера оказалось только заброшенное капище и несколько странных деревянных табличек с неизвестными иероглифами. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за непрекращающихся междоусобных войн. В 1862 г сюда ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и обитавшие миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении. Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек! Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов.

Интересное о жителях острова (рис. 6). По мнению Е.П.Блаватской, разноцветная кожа местных аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы, к которым можно отнести лемурийцев (третья потомственная раса) и антлантов (четвёртая потомственная раса). Эти сведения содержатся в Тайной Доктрине Елены Петровны Блаватской, где остров Пасхи упоминается как место обитания одних из самых ранних поколений третьей расы. Неожиданное извержение вулкана и поднятие океанского дна потопили ее вместе со всеми монументами и культурой. При этом остров остался нетронутым, как доказательство существования Лемурии. Есть и иная трактовка - территория Пасхи была оккупирована несколькими атлантами, которые убегая от катаклизма, произошедшего в их местности, поселились на оставшейся части Лемурии, но ненадолго, так как она впоследствии была уничтожена извержением вулкана и обрушившейся лавой. Таким образом, становится понятно, что на данной территории перемешались предки чёрных лемурийцев, а также краснокожих и светлокожих атлантов.

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

Карьер Рано Рараку;
святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

Птице-человек.

Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен футов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку. В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев рядом с каменными обитателями на Рапануи. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях. Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина. Основным божеством этой диковинной религии был Маке-Маке. При этом он не имеет сходства ни с известным нам Богом творцом, ни Создателем всей Вселенной. Он, его соратник - повелитель чаек и три божества - попечители яиц и будущих потомков, требовали приношения человеческих жертв. Возможно, что когда-то давно на острове вполне могло существовать и людоедство.

Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру?

Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач (управление климатом, погодой, сейсмической активностью, возможно даже решение планетарных задач). Для этого он и набирал группу юношей для образования круга силы. В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (символ – мировое яйцо). После чего этот птице-человек приступал к работе с крупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях, возможно, стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек.

Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто - птице-человек. В 1722 г. культ поклонения полубожеству и огромным изваяниям пропагандировался по полной, но после высадки на Рапануи племени «короткоухих» все кардинально изменилось. В поверьях рассказывается о нескольких лодках большого размера, на которых находилось около трехсот мужчин и, скорей всего, столько же женщин. Ученые считают, что они сбежали с островов Рапаити после начала страшной гражданской войны или испепеляющей засухи.

Из книги АллатРа :

Анастасия: Ещё несколько слов по поводу острова Пасхи. У местного населения сохранились поверья, что церемониальные платформы («аху»), на которых находятся некоторые каменные статуи, являются связующим звеном между видимыми и невидимыми (потусторонними) мирами, что в самих каменных статуях («моаи») содержится сверхъестественная сила предков. Последняя по поверьям якобы способна регулировать природные явления и, соответственно, приводить к благоприятному итогу - процветанию народа...

Ригден: Да ничего там сверхъестественного нет. Просто когда-то здесь жили люди, которые знали, как и для чего нужно активировать некоторые знаки. Если бы их потомки не утратили знания, которые им давались, то ныне живущие на том острове больше бы понимали и себя, и элементарную связь с иными мирами. Обычно для летописи, в качестве передачи знаний и легенд потомкам, знающие люди наносили знаки на каменные изваяния, а себя зачастую украшали соответствующими татуировками, которые имели особый символический смысл. Для несведущих людей это были рисунки, которые ровным счётом ничего не значили, но внушали уважение и страх перед тем, кто по их мнению «наверное, знал что-то особенное». Позже, конечно, пошло обыкновенное подражание.

Анастасия: Да, но на каменных головах и платформах, которые находятся на острове Пасхи, нет знаков.

Ригден: А кто сказал, что эти головы не имеют продолжения? Да пусть копают глубже в тех местах, тогда может и найдут то, что сокрыто от их глаз. Но вопрос не в этом. Даже если люди и найдут что-то интересное по знакам и символам, что они будут с этим делать? При доминации материального мышления и отсутствии Знаний в лучшем случае устроят сенсацию в СМИ, дабы привлечь на остров побольше туристов и заработать денег. Вот и всё. Знания ценны для духовно ищущего только тогда, когда ими можно воспользоваться и усовершенствовать себя, оказать духовную помощь другим людям. (страница 443)

Письмо и символы.

Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.

Из книги АллатРа :

«Анастасия: Важность некоторых знаков, на мой взгляд, доказывает ещё один факт своеобразной «охоты» за ними. Взять, например, историю о древней письменности острова Пасхи. В той местности знание о знаках и символах, впрочем, как и их употребление в письменности, исчезло совсем недавно, в середине XIX века, когда на остров ворвалась «Западная цивилизация» в виде людей, приплывших на голландских и испанских кораблях. О необычной письменности острова миру поведал побывавший там католический миссионер. Жители острова Пасхи вели свои записи особыми знаками на деревянных дощечках, которые были почти в каждом доме. Но, открыв европейцам знаки острова Пасхи, этот миссионер и его последователи в то же время сделали всё, чтобы эту письменность уничтожить, сжечь как языческую ересь. И что осталось сейчас от этой совсем недавно существовавшей культуры? Несколько сот огромных скульптур-голов высотой с многоэтажный дом и весом от двадцати тон, раскиданных по всему острову Пасхи, да пара десятков дощечек - памятников письменности, которые чудом сохранились, а также посох и нагрудное украшение с письменами. Причём последние разбросаны по различным музеям мира. Такое впечатление, что мировые жрецы, узнав об этих знаках и символах, сделали всё, чтобы их уничтожить, даже несмотря на то, что это и так были уже фактически жалкие остатки когда-то былых знаний.»

Ригден: Ну так, Архонты не спят, они действуют. Уж кто-кто, а они понимают, что такое знаки и тем более, что такое активированный знак в работе. (страница 439)

У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в "шнурковом колдовстве". Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:

  • эскимосы;
  • индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
  • все африканские народы;
  • островные племена Океании;
  • исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.

В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.

На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.

Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.

Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.

Дар, дающий проход в другой мир.

Как гласит одно поверье: «Когда при возникновении жизни небеса были отсечены от земли, полубог поднялся и, в то время как небо постепенно "возвышаться", он связал один за другим одиннадцать узелков». На островах Гилберта они знакомы и сегодня, и у читы Мауде даже получилось запечатлеть десять штук.

Наводящие знаки.

Становится понятно, почему у ученых по сей день не получается растолковать старинные записи, носящие в большей степени символический характер, нежели алфавитный, тем более если учесть, что они сохранились лишь частично. Эти символы, поддавшиеся забвению, объясняют реальные детали и загадки намного более древней культуры. Сейчас изучены только двадцать уцелевших посланий. Они находятся в музеях Германии, Бельгии, Чили, США, России, Англии, а также Австрии.

Если не принимать во внимание толкование Хаусена, в котором существует расшифровка приблизительно пятисот знаков, значение иероглифов ронго-ронго так и не раскрыто до сих пор. При этом они провоцируют интересные умозаключения. Аналогичные письмена были распространены у уроженцев северо-западной Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Впоследствии их культура также исчезла. Отдельные историки считают, что определенные составляющие этой культуры, включая письменность, попали в Полинезию где-то во II тысячелетии до нашей эры. Затем племя «длинноухих» распространило их на остров Рапануи, где те покоились на протяжении многих столетий, а возможно и тысячелетий. Это продолжалось до тех пор, пока гибель знающих людей и жрецов не обусловила появление неразгаданной тайны для нынешних исследователей.

Любой фигуре, сплетенной из веревок, подходила определенная мелодия, которую необходимо было вызубрить, а также некий знак-рисунок. Эти иероглифы не являлись буквами или словосочетаниями, но при этом отображали какие-то понятия и важные мысли. Их получали при помощи зубила из вулканического стекла или вытачивали зубом акулы. Каждая строчка делалась снизу вверх. При этом самую нижнюю прорисовывали слева направо, а уже следующую наоборот. Кроме того, знаки чертились верх ногами в каждой четной строке. Такой своеобразной письменности ученые дали название бустрофедоном. Однако в мировой словесности такой способ встречается крайне редко. Загадочная письменность оставалась долгое время неизвестной. Поэтому европейцы не сразу смогли о ней узнать. Первые сведения о ней всплыли только в 1817 году, когда их детальным изучением занялся Тепано Хаусен. Он весьма поразился, когда понял, что только небольшое число грамотных островитян могут читать тексты, написанные на табличках, но при этом их суть они пересказывают своими словами, используя знаки исключительно в качестве подсказки. Информация, всплывающая из подсказок, была выучена наизусть, но каждый ее усвоил по-своему.

Вот интересный момент из Википедии, который четко показывает, как архонты через своих людей, в данном случае священников, выкорчевывали культуру Ронго-ронго. Томсону рассказали об одном старике по имени Уре Ва’е Ико. Тот уверял, что понимает большую часть знаков, так как брал уроки чтения. Он был главным у последнего короля из династии монархов - Нга’ары, обладавшего способностью читать, по меньшей мере, один выученный текст и воспроизводить много песен, однако при этом не умевшего писать на ронго-ронго. Узнав это, Томсон стал задаривать старика различными подарками и монетами в надежде на то, что тот расскажет, о чем написано в табличках. Но Уре Ва’е Ико не согласился, так как ему не разрешили делать это христианские священники, запугав его смертью. После этого он сбежал. Однако позже Томсон сделал фотографии таинственных табличек и с большими усилиями уговорил старика воспроизвести текст, написанный на них. Пока Уре рассказывал, Александр Сэлмон записывал всю информацию под диктовку, а немного времени спустя перевел ее на английский язык.

Таинственная тетрадь.

Как-то раз Тур Хейердал решил навестить на острове Пасхи одну лачугу. Владелец хижины утверждал, что у него есть некая тетрадь, написанная еще его дедом, который был в курсе тайны кохау ронго-ронго. В ней отображены основные иероглифы древней письменности, а также расшифровка их значения, обозначенная латинскими буквами. Но когда тетрадь попробовал изучить ученый, Эстебан незамедлительно ее скрыл. В скором времени после этого события свидетели утверждают, что видели, как он в небольшой лодке уплывал к острову Таити. Вероятней всего, тетрадь тоже была с ним. С тех пор об Эстебане никто ничего не слышал. Поэтому что стало с тетрадью также не понятно.

Как-то раз миссионеры заметили удивительное сходство письменности, существовавшей на острове Пасхи с иероглифами Древнего Египта. При этом оказалось, что сто семьдесят пять знаков кохау ронго-ронго абсолютно идентичны с начертаниями Индостана. А их сходство с древнекитайской письменностью установил австрийский археолог Роберт Тельдерн в 1951 году. Американские и немецкие ученые убеждены, что когда-то существовавшая в Полинезии письменность чудом не потерялась и осталась на острове Пасхи.

Необычная традиция туземцев добиваться отвисающих мочек ушей свидетельствует о почитании возможностей острого слуха, который в свое время был основным достоинством лемурийцев. Именно они могли улавливать такие звуки, которые для современного человека абсолютно непостижимы.

О таком удивительном слухе еще упоминалось в книге "Фрагменты забытой истории". Там утверждалось, что такие физические данные возникали благодаря совершенствованию духа. Им были доступны звуки, которые мы слышать не способны, и в этом было их счастье. Именно в качестве почитания такого дара предшествующие поколения лемурийцев награждали себя отвисающими мочками ушей. Таким образом они хотели походить на своих дальних предков.

Создание скульптур во славу богов.

Беренс любил рассказывать о богатой растительности острова Пасхи, а также об огромных урожаях овощей и фруктов, которые собирали каждый год. Когда он описывал местных обитателей, то писал следующее: "Всегда бодрые, хорошего телосложения, великолепные бегуны, дружелюбные, но чрезвычайно пугливые. Практически каждый из них, принеся дары, спешно выкидывал их на землю и тут же убегал, что есть силы". Что касается цвета кожи, то она имеет разные оттенки - среди них встречаются как чернокожие, так и совершенно белые обитатели, кроме того, есть даже краснокожие, отчего складывается ощущение, что они обгорели на солнце. Их уши имеют большую длину и нередко доходят до плеч. У некоторых, в качестве украшения, в мочки вдеты небольшие белые бруски.

По некоторым утверждениям, удивительные способности рапануйцев – это воля богов. Они их сделали такими, чтобы они могли отвечать за ту часть света, к которой полностью развернуты. Жители острова подтверждали, что их предки когда-то давно занимались возведением известных ныне монументов, так как обладали огромной силой. Однако сейчас это не разрешается осуществлять. Услышав такую версию, Джеймс Кук не захотел в это верить и даже сформулировал ключевые загадки острова - каким образом могли возникнуть истуканы и почему они не появляются сейчас.

Однако островитяне это предложение не поддерживают и рассказывают о птице-людях, то есть божествах, которые спустились на землю, установили и унеслись обратно. В качестве доказательства этой версии выступают найденные на острове изображения людей с крыльями.

Таким образом, рапануйская культура уже давно будоражит умы исследователей своей необычностью и загадочностью. Ее посланники создали уникальные каменные монументы, что свидетельствует о высоком уровне развития данной цивилизации. Все статуи появились между 1250 и 1500 годами. Их известная численность на сегодняшний день составляет восемьсот восемьдесят семь истуканов. При этом о самих жителях острова Пасхи практически ничего неизвестно. Ведь в момент его открытия европейцами в 18 веке была обнаружена отсталая раса, которая никак не могла сделать подобные монументы. Когда же остров был захвачен работорговцами в 19 веке, последние остатки цивилизации были погребены.

В статье, которая была изложена в журнале «Antiquity», археологи изложили детальный обзор наконечников, обнаруженных в больших количествах практически во всех частях острова. Согласно проведенному анализу, они являются абсолютно непригодными для военных действий. Этот вывод обусловлен тем, что главной целью хорошего оружия является убийство врага, а копьями с острова можно разве что ранить человека, но не смертельно. Поэтому, вероятней всего, данные наконечники служили местным жителям в качестве инструментов для обработки земли, пищи и нанесения на тело различных татуировок. Также нет никаких свидетельств масштабных и кровавых войн на острове. Так что можно утверждать, что гибель древней культуры обусловлена, скорей всего, недостатком ресурсов и преобразованием хозяйственного уклада. Теоретически, возрождение цивилизации было весьма возможным, но этому помешали прибывшие европейцы.

Результаты исследований.

Ознакомившись с материалами разных исследователей, ученых, просто ищущих людей, сложилось впечатление, что интерес к острову есть, но катастрофическая нехватка истинной информации приводит изучающего либо в дебри стройных стандартных теорий, либо к заключению, что правду мы никогда не узнаем.

Итак, что удалось выяснить:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй), одни недавно поставленные на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко.

2. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду, видимо изготавливались в разное время.

3. На данный момент официальная наука говорит о том, что Моаи были созданы примерно 1200-1400 лет н.э. А те, что находятся в земле по плечи, просто со временем занесло грунтом. Это же сколько времени надо природе, чтобы поднять уровень почвы на 2-3 метра и более? Как-то не сходится.

4. На острове имеется несколько традиций, которые отдаленно напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

5. Несмотря на множество загадок и открытых возможностей исследовать остров, местные власти не ведут официальных научных исследований. Более того, на такие исследования наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова. Исследователей ждет предупреждение от полиции или спецслужб и тюрьма. Примеров тому множество. Даже то, что раскопал Тур Хейердал – засыпано. Выходит, кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всем мире. Работа архонтов заслуживает детального изучения для того, чтобы, понимая методы их влияния, которые не меняются веками, можно было в повседневной жизни общества их выявлять и выносить на всенародный обзор.

6. Очень интересный вопрос по письменности, которая была на острове и так быстро с приходом европейцев уничтожена, меньше чем за столетие, уже практически никто не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы. А те, кто еще помнил письмо, от исследователей бежали как от огня. Видимо наученные горьким опытом.

7. Из сказанного становится очевидным, что на острове до появления европейцев существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Например, «пластилиновая» технология обработки камня (когда камень для обработки становился пластичным как пластилин), вырубка и транспортировка многотонных каменных статуй, трехслойные аху (платформы), нижний слой выложен полигональной кладкой, как и многие другие мегалитические постройки на разных континентах. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость (по меньшей мере, местного населения), а как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди, эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные, возможно Ригден Джаппо сочтет нужным и раскроет нам истинное предназначение статуй и их сакральный смысл.

Таким образом, даже сейчас множество тайн острова Пасхи остаются неразгаданными и возможно, что ответы на интересующие ученых вопросы уже потеряны навсегда. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.

Подготовил: Алекс Ермак (Киев, Украина)

Остров Пасхи - один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи) и знали письменность (ронгоронго), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма.

Время заселения острова Пасхи

Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400-800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья.

Согласно легендам древних рапануйцев, собранным Себастьяном Энглертом, остров Пасхи появился благодаря великану Уоке, который своим посохом разрушил крупную страну, сравнимую с Хивой (полинезийское название Маркизских островов). Первыми же поселенцами Рапа-Нуи были Нгата Ваке и Те Охиро. Они высадились на острове рядом с местечком Те-Ротомеа и остановились у Ваи-Марама (название небольшого озера рядом с Матавери). Уоке снова начал разрушать остров, и, чтобы остановить великана, Те Охиро прочитал заклинание, после которого посох Уоке сломался, а остров был спасён.

Доплыв до острова Пасхи, разведчики высадились в Ханга-Тепа’у (пляж Винапу), а затем пошли к вулкану Рано-Као, где Ку’уку’у высадил ямс. Затем они начали обходить остров, чтобы найти подходящее место, где арики Хоту-Мату’а мог бы высадиться. Однако полуостров Поике и бухта Ханга-Хоону не подходили для больших каноэ. В бухте Ханга-Хоону они заметили большую морскую черепаху, которая на самом деле была духом, преследовавшим их на протяжении всего путешествия. Разведчики решили пойти за черепахой. Так они достигли Хиро-Моко (часть бухты Анакена), где путешественники решили поднять черепаху.

Однако уплыть путешественники не успели: после двухмесячного плавания арики Хоту-Мату’а уже подошёл на двух каноэ к трём островкам около острова Пасхи у вулкана Рано-Као. У острова Моту-Нуи Ира и Рапаренга объяснили вождю, что остров непригоден для жизни, но арики всё же решил высадиться на нём. Тогда разведчики рассказали, как доплыть до бухты Анакена, которую они нашли удобной для высадки. Два каноэ поплыли в разном направлении, чтобы осмотреть весь остров: Хоту-Мату’а поплыл с востока, а Туу Ко Ихо с женой арики поплыли вдоль западного берега Рапа-Нуи. Во время плавания Ава Реипуа родила сына, которого назвали Ту’у Махеке. Король высадился в Хиро-Моко, а королева - у Ханга-Хиро. Вскоре на берегу бухты Анакена были построены дома, где жили поселенцы.

Теория американского заселения острова

В своих работах, посвящённых острову Пасхи, норвежский путешественник Тур Хейердал выдвинул гипотезу, согласно которой острова Полинезии были заселены американскими индейцами. По его мнению, миграция населения происходила в два этапа. Первоначально острова Полинезии были заселены в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, у которых была светлая кожа, орлиные носы, густые бороды. Они способствовали распространению мегалитического типа цивилизации в Тихом океане, наиболее ярким примером которой стала рапануйская цивилизация.

Исследовав остров Пасхи, Хейердал подкрепил свою гипотезу несколькими доводами. Во-первых, он утверждал, что техника возведения рапануйских аху и моаи аналогична технике возведения подобных сооружений в Андах. Наибольшее сходство он обнаружил между аху Винапу на Рапа-Нуи и несколькими постройками в Куско, которые относятся к доинковскому периоду. Однако между ними существуют явные различия: сооружения в Куско строились из цельного полированного камня, в то время как на острове Пасхи аху строились путём облицовки небольшими каменными пластинами грубой каменной кладки.

Во-вторых, исследуя рапануйскую письменность, Хейердал обнаружил сходство графического представления знаков на Рапа-Нуи с письменностью индейского племени куна, но в то же время сомневался в прямой связи между двумя этими языками. По его мнению, письменность на острове Пасхи появилась в V веке вместе с перуанским вождём Хоту-Мату’а, с которым прибыли и первые поселенцы Рапа-Нуи.

В-третьих, рапануйцы сооружали схожие с перуанскими одно- и двухместные каноэ, носили головные уборы из перьев, как у южноамериканских индейцев, деформировали мочку уха, помещая в неё крупные украшения.

Теория меланезийского заселения острова

Легенда о короткоухих и длинноухих не вызвала бы такого огромного интереса среди учёных XX века, если бы среди них не была распространена точка зрения о расовом различии рапануйцев и полинезийцев и сходстве жителей острова Пасхи с меланезийцами. Эта гипотеза, широко дискутируемая в научных кругах в середине XX века, была выдвинута учёным Хосе Имбеллони. Однако нашлось и много её противников, например, эту гипотезу не поддержал антрополог Гарри Шапиро, посвятивший много времени изучению строения черепов древних рапануйцев и отстаивавший точку зрения полинезийского происхождения жителей острова Пасхи. Британский антрополог Генри Бэлфор выделил несколько черт, сходных для рапануйской и меланезийской культур. Во-первых, схожие обсидиановые наконечники, которые использовали древние рапануйцы, были найдены на острове Новая Гвинея. Во-вторых, у рапануйских статуэток такой же орлиный нос, как и папуасских. В-третьих, среди меланезийских народов также была широко распространена деформация ушей. В-четвёртых, культ «птицечеловеков» был распространён не только на острове Пасхи, но и на Соломоновых островах.