Материальная компенсация за задержку рейса. Как борются с задержками авиакомпании? Позднее прибытие самолета

Комната Матери и Ребенка должна быть предоставлена пассажирам с детьми младше 7 лет, сразу же, вне зависимости от того на сколько задерживается вылет. Даже если это всего 10-15 минут.

Прохладительные напитки должны быть предоставлены при задержке на 2 часа и больше. То есть после двух часов ожидания, вы имеете право требовать, соблюдения своих прав. Еще у вас есть право на два бесплатных звонка, или одно электронное сообщение.

Горячее питание положено при задержке свыше 4 часов. И каждые 6 часов днем, и через каждые 8 часов ночью. Еду, конечно, вам не принесут, а скорее всего, обеспечат питанием в кафе, в аэропорту.

После восьми часового ожидания днем, (6 часового ночью), вас обязаны отвезти в гостиницу, и обеспечить сохранность вашего багажа.

Не стесняйтесь спрашивать и требовать соблюдение ваших прав. Не давайте авиаперевозчику экономить за ваш счет. Для этого нужно заранее записать телефоны представителей компании, или узнать их место пребывания в залах аэропорта. Не поленитесь, и узнайте всю нужную информацию. Это поможет вам избежать лишних неудобств и неприятностей.

Зачастую задержки рейсов приводят к более крупным неприятностям для пассажиров. Вы можете опоздать на деловую встречу, или опоздать на пересадку. У вас останется незаселенным номер, в уже оплаченной гостинице, или наоборот, вас уже выселили, а рейс отложили, и вам некуда просто податься. У вас могут «пропасть» билеты на концерт или экскурсию. Для всех подобных ситуаций существуют материальные компенсации. Для ее получения надо помнить и четко знать по какой вине произошла злополучная задержка. Если по вине авиакомпании, то смело можете требовать свою компенсацию. Если причиной стала погода, или технические проблемы аэропорта, самолета (не самой авиакомпании, а арендованный), то иск вчинить будет невозможно.

Теперь о деньгах. При любом раскладе, и только если точно установлено, что задержка вылета произошла по вине авиаперевозчика, рассчитывайте, на максимум, половину стоимости вашего авиабилета. Это максимум. А так, по правилам, 25% от минимальной зарплаты, установленной по стране, за каждый час задержки. На сегодня МРОТ составляет 5554р., значит каждый час задержки, при выплате вам, обойдется компании 1388р.50 коп. Конечно, такая компенсация вряд ли покроет даже малую часть возможных убытков, но закон есть закон.

Не забудьте поставить отметку о задержке рейса (к примеру, на маршрутную квитанцию). Это могут сделать представители авиакомпании у стойки регистрации, либо у места выхода вашего рейса на стоянку самолетов. Если представителя нет, это должны сделать сотрудники аэропорта, у стойки информации.

И еще, не забывайте сохранять все чеки и квитанции ваших самостоятельных трат в часы ожидания. Не забудьте о штампе, о причинах задержки/переносе рейса.

У разных компаний правила эти могут меняться, но только в сторону улучшения для пассажира.

Совет 2: Компенсацию за задержку авиарейсов могут увеличить в четыре раза

Такие изменения в Воздушный кодекс РФ подготовил Комитет Совета Федерации по экономической политике.

Каковы сейчас компенсации за задержку рейса и что предлагается

Согласно действующей редакции Воздушного кодекса РФ (статья 120), пассажиру могут компенсировать лишь 25% от "штрафного" МРОТ, который равен 100 рублям, за каждый час задержки рейса. Например, если задержался вылет на 8 часов, то выплата составит 200 рублей. При этом штраф не может превышать 50% от стоимости билета.

Как сообщает "Российская газета" в статье "Деньги падают с неба" от 4 февраля 2018 г., авторы инициативы настаивают, что нынешний размер компенсаций несопоставим со стоимостью перелётов. Цена на билет, например, от Петербурга до Владивостока может доходить до 50-60 тысяч рублей в один конец. Если поправки примут, штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза увеличат от 25 до 100 рублей за каждый час задержки, но не более 50% стоимости перелёта. За авиакомпаниями также останется право доказать свою невиновность, если задержка произошла из-за устранения неисправности самолёта, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, плохих метеоусловий и других обстоятельств, не зависящих от авиакомпании.

Сегодня пассажиры редко получают компенсации - люди просто не хотят тратить своё время ради смехотворных сумм. Кроме того, сложно доказать, что причиной задержки рейса стали не внешние факторы, а именно халатность перевозчика.

"Не факт, что если штраф вырастет до 100 рублей, механизм заработает в полной мере. Тем, чей рейс отложили на пару часов, такой размер компенсации по-прежнему будет не интересен. Однако за 10 часов простоя набегает уже тысяча рублей. Если билет стоил две тысячи рублей, это половина суммы, которую перевозчику придётся вернуть", - считает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. Плюс, по его словам, за авиакомпанией остаётся обязанность напоить, накормить и поселить в гостинице пассажира в случае задержки рейса. И это тоже большие расходы. Сюда же накладываются новые полётные разрешения, плата за простой самолета в аэропорту и так далее. "Лишняя финансовая нагрузка - уже серьёзный стимул для перевозчиков не допускать длительной задержки рейсов", - полагает Гусаров.

Серьёзного прорыва ожидали в связи с ратификацией Россией Монреальской конвенции, в которой прописаны правила международных перевозок. Многие надеялись, что теперь с авиакомпании за задержку рейсов можно получить около 400 тысяч рублей. Однако, не всё так просто. Возмещение производится не за задержку рейса, а за вред, причинённый из-за неё. А это две большие разницы. Воздушный кодекс предусматривает именно штраф за задержку, и он взыскивается независимо от вреда. Если речь идёт об ответственности именно за причинение вреда, то этот вред - материальный или моральный - тоже нужно доказать в суде.

Приняты ли изменения в Воздушный кодекс?

По состоянию на октябрь 2018 г., поправки в Воздушный кодекс РФ, описанные в статье, не приняты.

Действительно, повышенные компенсации за задержку рейса стали бы серьёзным стимулом для авиакомпаний быть пунктуальными, а суммы компенсаций для пассажиров были бы более ощутимыми.

Источники:

  • Деньги падают с неба

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Вопросы, связанные с процедурой начисления и выплаты компенсаций за отмену и задержку рейсов (в т.ч. чартерных) в нашей стране регулируются Федеральными авиационными правилами (ФАП). Размеры возмещений за сбои в расписании прописаны в Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась 21.08.2017. В упомянутом документе отмечается, что пассажирам чартерных рейсов положены компенсации в тех же объемах, что и пассажирам регулярных авиалиний.

Монреальская конвенция устанавливает компенсацию за задержку чартерного рейса на уровне 4150 СПЗ (порядка Ք345 000) за каждый час сверхурочного ожидания в аэропорту. Сумма компенсации в рублях может колебаться в зависимости от курса СПЗ (акроним от «Специальные права заимствования» — универсальное платежное средство, используемое для расчетов в рамках Монреальской конвенции, курс которого «привязан» к основным денежным единицам планеты: доллару, фунту, евро и иене).

Действие Конвенции не распространяется на срывы графика, причиной которых стали легальные протесты сотрудников авиакомпаний/аэропортов и форс-мажоры метеорологического, климатического, социального или экономического происхождения (снегопады, ливни, грозы, эпидемии, землетрясения, наводнения, извержения вулканов, акты терроризма, военные действия, локальные бунты, госперевороты и прочие обстоятельства непреодолимой силы).

Пассажиры, не удосужившиеся позаботиться о своевременном прибытии в аэропорт, лишаются возможности истребования компенсации.

Права пассажиров задержанных чартерных рейсов

  • спустя 2 часа от указанной в билете даты вылета – подача прохладительных напитков и предоставление возможности совершения двух т/ф звонков и отправки такого же количества электронных писем;
  • спустя 4 часа – предоставление горячего питания (далее – с периодичностью один раз в 6 и 8 часов часов в дневное и ночное время соответственно);
  • спустя 6 часов – обеспечение пассажиров койками в отелях с доставкой к месту временного размещения и из него.

Все означенные блага перевозчик обязан предоставлять бесплатно. В случае отказа, юристы рекомендуют пассажирам заплатить за перечисленные услуги из собственных средств, но обязательно сохранить подтверждающие факт оплаты документы/расписки/чеки/квитанции и взыскать с авиапредприятия понесенные расходы через суд.

Взыскание через суд

«Принуждать» перевозчика к выплате прописанной в Монреальской конвенции компенсации пассажирам придется через суд. В случае с чартерными рейсами, ответственность за доставку людей в пункт назначения несет туроператор, с которым заключался договор на обслуживание.

Подтверждающими факт нарушения документами являются

  • справка о задержке рейса (берется в аэропорту на стойке регистрации);
  • договор на оказание услуг авиаперевозки;
  • билеты, посадочные талоны, багажные квитанции;
  • свидетельские показания (для получения оных желательно обменяться т/ф номерами с остальными товарищами по несчастью);
  • упомянутые ранее чеки о покупке еды, напитков, оплате отеля и такси.

Туроператоры и перевозчики, как правило, стараются не доводить дело до судебных баталий по причине того, что, помимо компенсаций пассажирам, служители Фемиды могут взыскать солидные компенсации за моральный ущерб и «впаять» существенные штрафы за нарушение условий договора.

Если же уладить проблему на досудебной стадии не удалось, целесообразно заручиться поддержкой опытного специалиста в области авиационного права, после чего подавать иск в суд.

Желающим «не заморачиваться» с поиском адвоката целесообразно воспользоваться услугами специализированных , которые специализируются на истребовании с перевозчиков оговоренных в законе компенсаций. Работают данные онлайн-помощники за процент с «выбитой» суммы. Оплата услуг производится исключительно в случае благополучного решения проблемы.

Редкий авиапассажир не сталкивался с задержкой рейса. Неприятные ситуации, связанные с долгим ожиданием вылета самолета особенно плохо переносятся, если пассажир находится в стерильной зоне или уже на борту самолета.

При этом, далеко не каждый путешественник знает о том, что может получить денежную компенсацию за задержанный авиарейс и испорченное настроение.

В каких случаях можно получить компенсацию?

Компенсация может быть выплачена, если авиакомпания сама признала себя виновной в том, что самолет задержался или ее признал виновной суд.

Вина авиакомпании признается в следующих случаях:

    Овербукинг . Статистика говорит о том, что почти на каждый рейс есть опоздавшие на регистрацию в аэропорту. Чтобы заполнить пустые кресла и предотвратить убытки, многие авиаперевозчики продают авиабилетов больше, чем мест в салоне авиалайнера.

    В этом материал е FlyNow про овербукинг можно прочитать подробно. Но надо признать, что игры авиакомпаний с прибылями и убытками никак не должны сказываться на пассажирах.

    Ваш рейс отправлен, а вам не досталось места в салоне самолета? Это на 99,9% овербукинг!. При существенной задержке вашего вылета вы вправе требовать компенсации.

    Если в задержке рейса виновен экипаж самолета , который оказался не готов к полету.

    Причины, связанные с экипажем, могут быть самые разные, но пассажиров они не касаются. Авиакомпания должна предусмотреть такие ситуации и отправить самолет по расписанию.

    Если авиарейс отменен в связи с тем, что авиакомпания-перевозчик сочла его экономически невыгодным.

    Такие ситуации случаются часто. Например, некая авиакомпания выполняет два рейса в день по маршруту . Но на один из утренних рейсов продано слишком мало билетов и принимается решение: один утренний рейс отменить. Пассажиров двух рейсов, утреннего и вечернего, авиакомпания объединяет в один рейс и отправляет в Москву вечерним самолетом.

    Безусловно, это нарушение прав пассажира.

    Экономическое и финансовое положение авиакомпании также не должно сказываться на своевременном вылете самолета.

    Если внезапно оказалось, что авиакомпания не может рассчитаться за топливо или за услуги аэропорта, то причем здесь пассажиры? Они уже оплатили свою поездку и ждут оказания оплаченной услуги.

    Любые другие случаи , если перевозчик не может доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые повлияли на задержку или отмену вылета самолета.

В каких случаях не стоит рассчитывать на получение компенсации?

Неблагоприятные метеорологические условия – частая причина задержки рейсов. И, хотя в некоторых случаях, решение о вылете принимает командир воздушного судна, решение о задержке рейса связано исключительно с безопасностью пассажиров.


Если задержка рейса связана с устранением технической неисправности самолета . Этот случай также связан с безопасностью и здоровьем пассажиров, поэтому не попадает в список условий для получения компенсации.

Если задержка рейса связана с обстоятельствами, не зависящими от авиакомпании. Например, забастовка авиадиспетчеров или других сотрудников аэропорта.

Не предусмотрена компенсация в случае обстоятельств непреодолимой силы: угроза теракта, стихийное бедствие, массовые гражданские беспорядки, военные действия в зоне вылета или по маршруту полета.

Права пассажира при задержке рейса

Независимо от причин задержки, пассажир имеет право на получение следующих услуг от авиакомпании:

  • При задержке от 2-хчасов вам должны предоставить прохладительные напитки;
  • При задержке от 4-х часов вас должны накормить горячим обедом;
  • При задержке от 6 часов в ночное время и от 8 часов днем, вас должны разместить на отдых в гостинице. Обязанность по доставке пассажиров в отель и обратно также ложится на авиакомпанию.

Если авиакомпания не предоставляет вам эти услуги, требуйте их у представителя авиакомпании в аэропорту.

Размер денежной компенсации при задержке рейса

Компенсация за задержку рейса складывается из двух составляющих:

  • 25% от минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета на самолет;
  • 3% от стоимости авиабилета за каждый час задержки.

Защита прав пассажиров при перелете по территории России обеспечивается следующими законами и актами:

  • Воздушный кодекс РФ (Закон №60-ФЗ);
  • Приказ Минтранса РФ №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил»;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс РФ.

Внимание! При перелетах за рубеж российскими и иностранными авиакомпаниями действуют другие правила компенсации за задержку вылета самолета!

Как получить компенсацию за задержку

Первое, что вы обязательно должны сделать – на стойке регистрации или у представителя авиакомпании поставить штамп на вашей маршрутной квитанции, который официально подтвердит задержку.

Обязательно сохраняйте все чеки на питание в кафе и ресторанах аэропорта, чеки за услуги камеры хранения, проезда на такси и другие расходы, понесенные вами при ожидании своего рейса.

Затем вам нужно подать претензию в авиакомпанию, написав письмо по электронной почте в свободной форме и указав все необходимые данные по претензии: дата вылета, номер рейса, время задержки и другие требования.

Приложите к письму скан вашей маршрутной квитанции с отметкой о задержке; сканы чеков, подтверждающие ваши расходы в аэропорту; документы, подтверждающие ваш материальный и моральный ущерб, связанный с задержкой рейса: билеты на концерт или другие мероприятия, приглашения или другие события, пропущенные вами по вине авиакомпании. Обязательно сохраните на компьютере ваше отправленное письмо.

Вы можете также подать претензию представителю авиакомпании в аэропорту прилета.

Если авиакомпания выразила согласие о выплате вам компенсации, она может попросить вас выслать оригиналы заявления и других документов заказным письмом. Но не забудьте перед этим снять для себя копии этих документов, на всякий случай

.

Подать претензию о задержке рейса и выплате компенсации при перелете по России вы можете в течение полугода с момента задержки или отмены рейса.

Согласно Воздушному Кодексу РФ, авиакомпания обязана ответить на вашу претензию в течение 30 дней. Если вы не получили ответа или ответ по вашей претензии вас не удовлетворяет – подавайте исковое заявление в суд. Приложите к заявлению оригиналы вашей маршрутной квитанции и чеков, приложите также распечатку письма в авиакомпанию с вашей претензией и ответ представителей авиакомпании.

Надо понимать, что ваши расходы во время ожидания в аэропорту должны быть разумными. Никто вам не будет оплачивать дорогие покупки в Дюти-Фри или обед в шикарном ресторане.

Всем привет. Задержка рейса — явление довольно распространенное, особенно в последнее время. И, к сожалению, никто из нас от него не застрахован. По статистике в России задерживают до 70% рейсов. Его могут задержать по разным причинам: неисправность самолета, плохие погодные условия, задержка при выполнении предыдущего рейса и прочее. Как же вести себя пассажирам в такой ситуации? Об этом мы и поговорим.

В этой статье:

Услуги, которые обязана предоставить авиакомпания

Каждый, кто столкнулся с задержкой рейса, имеет право на предоставление определенных услуг от авиакомпании, самолетом которой он летит. Не спорю, что иногда они ведут себя не очень красиво и всячески пытаются избежать предоставления этих услуг. Особенно часто это случается в России. Но знать о своих правах, если вы оказались в такой ситуации нужно, несомненно.

1. Информация

В первую очередь каждый пассажир имеет право на предоставление ему полной и самой достоверной информации о причинах задержки или отмены рейса. Иногда случается так, что сотрудники авиакомпаний не оповещают своих пассажиров о причинах и вообще всячески избегают контакта с ними.

Почему? Потому что если рейс задержали по вине авиакомпании (а не из-за погодных условий), каждый пассажир имеет право требовать денежную компенсацию за каждый час задержки. Но для этого на вашем билете должна быть поставлена отметка, которая официально доказывает, что задержка имела место быть — подробнее об этом я расскажу ниже. Без этой отметки, ни на какую компенсацию можете не рассчитывать.

2. Условия для детей

Длительное ожидание в аэропорту дело довольно мучительное, а для маленького ребенка — тем более. Именно поэтому: пассажиру с ребенком до семи лет предоставляется комната матери и ребенка . И это не зависит от времени задержки рейса. Такие комнаты по регламенту должны быть в каждом аэропорту.

3. Хранение багажа

Кроме того, авиакомпания обязана организовать хранение багажа в камере хранения за свой счет, если в этом возникла необходимость. Так что если у вас слишком большой багаж, с которым у вас нет желания проводить время, можете смело обращаться к сотрудникам вашей авиакомпании.

Все остальные компенсации зависят от длительности задержки рейса. Итак, на что вы имеете право при определенном времени ожидания.

4. Средства связи и напитки

При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право:

— совершить 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по электронной почте;

— получить прохладительные напитки.

5. Горячее питание

При задержке рейса более чем на 4 часа вы имеете право:

- получить горячее питание. Кроме того, в последующие каждые 6 часов в дневное время или 8 часов в ночное время вы имеете право получить его повторно.

6. Гостиница

При задержке более чем на 6 часов в ночное время и 8 часов в дневное время вы имеете право:

- получить размещение в гостинице . Кроме этого, до гостиницы и обратно вас должны бесплатно доставить.

Вышеприведенные услуги предоставляются абсолютно бесплатно. Установлены они на законодательном уровне в объемном документе под названием: «Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №82 г. Москва». Поэтому, не бойтесь требовать то, что по праву вам положено.

Как предоставляются услуги в действительности?

Иногда случается так, что пассажиры оказываются брошенными в здании аэропорта. Сотрудники избегают общения с ними, не дают полной информации о причинах задержки рейса, отказывают в предоставлении услуг и не хотят ставить отметку на билетах о задержке рейса. Здесь инициативу приходится брать в руки самим пассажирам и пытаться найти контакт с представителями авиакомпании.

Кроме того, хочу обратить ваше внимание, что от всего бесплатного не стоит ожидать многого, особенно в России. И мы убедились в этом на собственном опыте.

Когда наш рейс задержали в Шереметьево на 3 часа, нам объявили, что мы можем подойти к назначенному месту и получить талоны на прохладительные напитки. При получении талонов, мы специально уточнили, на какие напитки мы вправе рассчитывать. Нас заверили, что в этот список входят соки, газировки и просто вода. Звучало довольно многообещающе, пока нам не предложили на выбор: вода с газом или без.


Не знаю, как обстоят дела с обеспечением горячим питанием в российских аэропортах. Но если ситуация аналогичная, то думаю, что можно запросто остаться голодным. В отличие от этого, в аэропорту Франкфурта нам выдали талоны с номиналом в 20 евро на каждого. На эту сумму даже в аэропорту можно поесть вдвоем несколько раз.

Но я не утверждаю, что авиаперевозчики всегда не хотят заботиться о своих клиентах. И при задержке рейса вам придется выбивать то, что вам положено законодательством. Я не хочу никого настраивать агрессивно. Многие авиакомпании заботятся о своих клиентах и делают все возможное, чтобы помочь. Когда во Франкфурте наш рейс был задержан, то нас не только обеспечили питанием, но и позаботились о посадке на другой стыковочный рейс. Так как на свой рейс мы не успевали.

В тот вечер, для того, чтобы мы не остались ночевать в аэропорту Пулково, задержали следующий рейс на час. Кроме того, при пересадке нас встретил человек компании, помог быстро получить багаж, посадил в ожидающий нас микроавтобус до другого терминала. И при регистрации на рейс нас пропустили мимо очереди. Поэтому говорю большое спасибо авиакомпании Россия, за то, что так оперативно позаботились о доставке домой.

Естественно, если бы следующий рейс был у другой авиакомпании, то нам бы такую оперативную помощь не предоставили. И при опоздании на следующий рейс авиакомпания Россия не понесла бы никакой ответственности. Поэтому, если вы летите с пересадкой, лучше лететь самолетами одной авиакомпании.

Денежная компенсация

Если погодные условия ни при чем, и рейс был задержан по вине авиакомпании, то вы имеете полное право на получение денежной компенсации. Ее размер будет зависеть от времени задержки рейса. Для того чтобы ее получить, нужно иметь отметку (печать с подписями) на своем билете о задержке рейса, требуйте ее у сотрудника вашей авиакомпании. Затем, по возвращению домой нужно написать претензию в авиакомпанию. Можете посмотреть короткое видео, где я показываю, как найти контакты для написания претензий.

Скачать пример претензии можете здесь: https://yadi.sk/d/lmE24XiZa2xAG .

Если авиакомпания отказалась заботиться о своих клиентах и предоставлять услуги, которые положены им по закону, обязательно сохраняйте все чеки и квитанции об уплате за гостиницу и питание.

Претензию и копии всех чеков отправлять лучше заказным письмом с уведомлением, тогда у вас на руках будет подтверждение о том, что авиаперевозчик получил вашу претензию. Тогда он точно не отвертится, ему придется на него ответить. При отсутствии какой-либо реакции можно смело обращаться в суд: все доказательства будут у вас на руках.

Прав при задержке рейса у пассажиров, купивших билет, предостаточно: получение информации, комфортных условий, питания, гостиницы и компенсации. Не забывайте о них, пользуйтесь ими обязательно, и ваша задержка рейса пройдет с максимальным комфортом. Читайте обязательно Что делать, если потерялся багаж? А у меня на этом все, всем пока!