Положение великобритании по отношению к соседним странам. Характеристика экономико-географического положения великобритании Положение великобритании по отношению к транспортным путям

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище по подготовке работников торговли

Экономико-географическая

характеристика страны

Великобритания

Реферат

Исполнитель:

Телицына М.М.

учащаяся группы № 21

Руководитель:

преподаватель географии

Хорзова Т.В.

Екатеринбург

Введение……………………………………………………………….…3

1.Территория, границы, положение страны…………………………....4

2.Природные условия и ресурсы……………………………………......5

3.Население……………………………………………………………….7

4.Хозяйство и промышленность………………………………………...8

5.Сельское хозяйство…………………………………………………….11

6.Транспорт……………………………………………………………….12

7.Наука и финансы……………………………………………………….13

8.Отдых и туризм …………………………………………………….......15

9.Охрана окружающей среды и экологические проблемы…………....18

Заключение ……………………………………………………………….19

Приложение 1…………………………………………………………….20

Приложение 2…………………………………………………………….21

Приложение 3…………………………………………………………….22

Приложение 4…………………………………………………………….23

Приложение 5…………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………25


Введение

Я выбрала тему «Экономико-географическое положение Великобритании» потому, что именно Великобритания мне ближе всех других стран, конечно не считая России. Я бы хотела посетить эту страну, ее культурные места и узнать о ней больше, чем мои поверхностные знания.

Для написания реферата по данной теме нужно изучить четыре источника, в которых достаточно точно изложено положение Великобритании. И исходя из этих источников нужно, по поставленным вопросам, показать нынешнее положение страны и сделать вывод о ее состоянии.

1. Территория, границы, положение страны

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) - это архипелаг неправильной формы с очень разнообразным ландшафтом и природой. Площадь Великобритании составляет около 240 842 кв. км. Большую часть составляет суша, а остальное - реки и озера. Площадь Англии составляет 129 634 кв. км., Уэльса – 20 637 кв. км., Шотландии – 77 179 кв. км. и Северной Ирландии – 13 438 кв. км. Южная оконечность острова Великобритания полуостров Корнуолл - находится на 50° с.ш., а самая северная часть архипелага Шетландские острова - на 60° с.ш. Протяженность острова Великобритания с севера на юг составляет 966 км, а, наибольшая его ширина вдвое меньше. Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон). Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова. С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря. С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем. Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия. Таким образом, ЭГП Великобритании является и соседским, и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя и имеет некоторые минусы в стратегическом и военном отношении.

2. Природные условия и ресурсы Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Средняя температура самого холодного месяца - января - не опускается ниже +3,5 градусов даже на крайнем северо-востоке Великобритании, а на юго-западе достигает +5,5 градусов. Снег в зимнее время выпадает на всей территории страны, но очень неравномерно. В горных районах Шотландии снежный покров держится не менее 1-1,5 месяцев. На юге Англии, и особенно на её юго-западе, снег выпадает очень редко и сохраняется не больше недели. Здесь трава зеленеет круглый год. Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии. В Великобритании нет большого разнообразия полезных ископаемых. Особенно велико значение каменного угля, общие запасы которого составляют 190 млрд. т. Наиболее крупными запасами и добычей выделяются три бассейна: Йоркширский, и Южно-Уэльский. Помимо этих трех крупнейших каменно угольных бассейнов важную роль играют бассейны Шотландии, простирающиеся цепочкой от западного до, восточного края Средне-Шотландской низменности, а также Ланкаширской и Западно-Мидлендский, состоящий из ряда небольших месторождений. Небольшие выходы пластов каменного угля имеются на побережье полуострова Кимберленд и на крайнем юго-востоке Англии – Кентский бассейн. В 60-х годах в шельфе Северного моря были открыты месторождения нефти и газа. Крупные месторождения расположены недалеко от берегов юго-востока Англии и северо-востока Шотландии. Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн. Помимо крупных энергоресурсов Великобритания располагает значительными запасами железных руд. Но их месторождения отличаются низким содержанием в руде металла (22-33%). Самое крупнейшее месторождение Восточно-Мидлендское. До недавнего времени Великобритания собственной железной рудой обеспечивала половину своих потребностей в этом виде сырья, остальное покупалось путем импорта. В настоящее время добыча низкокачественной руды оказалась нерентабельной, поэтому добычу свернули и перешли на импорт высококачественных руд из Швеции, Канады, Бразилии и ряда стран Африки. В прошлом в Великобритании разрабатывались небольшие месторождения меди и свинцово-цинковых руд, а также олово. Месторождения их сильно истощены и сейчас добыча очень мала. Добывают немного вольфрама. В Шотландии найдены урановые руды. Из неметаллического промышленного сырья имеет существенное значение добыча каолина или белой глины, а также каменной соли в Чешире и Дареме и калийной соли в Йоркшире. В почвенном покрове страны преобладает разновидность подзолистых почв и буроземов. Наиболее плодородны луговые почвы у залива Уош. В целом же почвы в Великобритании сильно окультурены и дают высокие урожаи. Для Великобритании характерен культурный ландшафт. Лишь в горных районах страны сохранилась естественная растительность. В лесах преобладают широколиственные породы (дуб, граб, вяз, бук) и лишь в Шотландии – сосна. Ныне под лесами занято только 9% территории Великобритании. Однако страна, производит впечатление очень лесистой благодаря живым изгородям, которыми обнесены поля и луга, а также небольшим лесным участкам и многочисленным паркам. Лишь западное побережье, подверженное воздействию западных ветров, несущих соленые морские брызги, почти лишено растительности. Таким образом, из-за умеренного океанического климата в Великобритании трава зеленеет круглый год, т.е. урожайность почв высокая. В Великобритании нет большого разнообразия полезных ископаемых, однако, некоторые из них сыграли огромную роль в формировании ее промышленных районов, и сейчас Великобритания является больше импортером, нежели экспортером.3. Население

Общая численность населения (по данным 2008) - 61 113 205 человек. Возрастная структура: до 14 лет - 16,7 %, 15-64 - 67,1 %, от 65 и старше - 16,2 %. Средний возраст мужчин - 39 лет, женщин - 41 год. Средний состав семьи - 2 ребенка и родители. Численность сельского населения - 11 %, плотность сельского населения - 242 чел. на 1 км кв. Общая численность экономически активного населения - 29 млн. чел. В городах с числом жителей св. 100 тыс. чел. проживает почти половина населения страны. Крупнейшие по числу жителей города: Лондон (6 803 000 чел.), Бирмингем (935 000 чел.), Глазго (654 000 чел.), Шеффилд (500 000 чел.), Ливерпуль (450 000 чел.), Эдинбург (421 000 чел.), Манчестер (398 000 чел.), Белфаст (280 000 чел.). В Великобритании рождаемость превышает смертность, быструю рождаемость можно проследить в таблице (приложение 1) с 1976 по 2009год.Коренные жители страны составляют 92 % населения (2001, перепись), из них:

· англичане - 83,6 %,

· шотландцы (в основном в Шотландии) - 8,5 %,

· валлийцы (в основном в Уэльсе) - 4,9 %,

· ирландцы (в основном в Северной Ирландии, ольстерцы) - 2,9 %.

Иммигранты и их дети проживают главным образом в конурбациях Большого Лондона, Западного Мидленда и Мерсисайда. Они составляют около 8 % населения страны, в том числе:

  • выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш - 3,6 %,
  • Китая - 0,4 %,
  • стран Африки - 0,8 %,
  • темнокожие выходцы с островов Карибского моря - 1 %

В настоящее время монарх - Елизавета II, начавшая правление 6 февраля 1952. Её наследником является старший сын, принц Чарльз. Принц Уэльский проводит разные церемониальные функции, как и муж королевы, принц Филипп, герцог Эдинбургский. Кроме этого, есть ещё несколько членов августейшего семейства: дети, внуки и кузины. Таким образом, численность населения растет за счёт трудовых иммигрантов из стран, недавно вступивших в Европейский союз, которым после расширения ЕС в мае 2004 года был разрешен свободный въезд для работы на территорию Великобритании. Тем не менее, рождаемость в стране по-прежнему превышает смертность, хотя естественный прирост уже не является главенствующим фактором увеличения численности британцев.

4. Хозяйство и промышленность

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии занимает шестое место среди ведущих стран по общим масштабам хозяйственной деятельности и по величине валового внутреннего продукта (ВВП). Экономика страны высокомонополизированная: 100 крупнейших ТНК контролируют свыше 50% выпуска промышленной продукции и внешней торговли. Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. Самые крупные промышленные монополии страны – «Империал Кемикал Индастриз», или ИКИ, «Юнилевер», «Бритиш Лейланд» и «Дженерал Электрик компани», в которых занято по 200 тыс. человек. Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии. В районах, где развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. По запасам каменного угля Великобритания занимает третье место в Европе. Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн. т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн. т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте). В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м 3 и извлекаемыми – 0,8 трлн. м 3 . Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос с И до 103 млрд.м 3 . Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд.м 3 . По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире. Серьезным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектора полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33 % металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании. Большое развитие получила черная металлургия.
На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Государственная корпорация «Бритиш стил» производит почти всю сталь для страны. Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны: Шеффилд-Ротерем, с его специализацией на качественной стали и электростали, остальные - на побережье в портах (в Южном Уэльсе - Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай - де - Сканторп, в Тиссайде - Редкар). В машиностроении - самой крупной отрасли британской промышленности работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40% условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал Индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей. Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи. Самолетостроение одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма – «Бритиш эйрспейс». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники. Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота, окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических. Развиваются также и традиционные для британской экономики отрасли, такие как текстильная промышленность. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют бумажная и полиграфическая промышленность (13,9%), пищевая и табачная (13,8%). Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландское виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние. Таким образом, Великобритания занимает шестое место среди стран, по общим масштабам хозяйственной деятельности, по величине ВВП и объемам промышленного производства.

5.Сельское хозяйство

В последние десятилетия в развитии сельского хозяйства значительно повысились научно-технический уровень и производительность ставшего частью национального АПК. Неуклонно растет обеспечение страны за счет местных ресурсов, причем за послевоенный период оно поднялось с 1/3 до 4/5, полная самообеспеченность достигнута по таким продуктам, как молоко, высока обеспеченность по яйцам, мясу птицы, пшенице, овсу, ячменю, картофелю; ввозятся фрукты, масло, сахар, сыры. По условиям, сложившимся в ЕС, за импортируемую продукцию приходится платить дороже в сравнении с возможностями ввоза продовольствия из бывших колоний, что порождает постоянные противоречия между Великобританией и другими членами ЕС. Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек.. Однако, большой урон понесло животноводство в 2001 вследствие заболеваний скота – вначале губчатой энцефалопатией («коровьим бешенством»), а затем ящуром. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как: пшеница, ячмень, овес и свинина- объемы производства превышают объем потребления; по таким, как: картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо- объем производства ниже объема потребления. Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

6.Транспорт

Великобритания - государство островное, поэтому все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости). С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Главенствующую роль во внутренних перевозках занимает автомобильный транспорт – 85% пассажироперевозок и 81% грузоперевозок. Территория Великобритании покрыта густой сетью автомобильных дорог. Протяжённость асфальтированных автомобильных дорог 406,4 тыс.км. В отличие от других развитых стран в Великобритании при большой плотности автомобильных дорог лишь 4% составляют современные автомагистрали, которые привлекают 36% транспортных потоков. Наиболее интенсивное движение по осевой автостраде Лондон – Бирмингем – Манчестер – Глазго. В Лондоне и Глазго есть метрополитен. Для повышения конкурентоспособности проводилась электрификация железных дорог (1/3 линий), на основных направлениях пущены экспрессы для пассажиров и грузов. Правительство осуществляет различные организационные меры для модернизации этого вида транспорта. Падает значение речного транспорта. Протяжённость водных путей – 3,2 тыс. км. Внутренние водные пути (реки и сеть каналов) используются сейчас главным образом лишь для рекреационных целей. Перевозка грузов осуществляется в основном в пределах глубоководных эстуариев Мерсея, Темзы, Северна, Хамбера. Быстро развивается авиационный транспорт. С 1980-х гг. авиаперевозки пассажиров и грузов возросли более чем втрое. «Бритиш Эруэйз» – ведущая международная авиакомпания. В стране насчитывается около 450 гражданских аэропортов – крупнейший из них «Хитроу». Быстро расширяется сеть трубопроводного транспорта; она подключена к газопроводам, идущим от месторождений Северного моря; общая протяжённость трубопроводов – 3,9 тыс. км. - до 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Таким образом, транспорт в Великобритании играет важную роль во внутренних грузоперевозках и пассажироперевозках. Так туннель под проливом Ла-Манш с двумя железнодорожными паромами переправляет 60-80% от всего населения в день.


7.Наука и финансы

Велик вклад Великобритании в сокровищницу мировой науки, в первую очередь в развитие естественных и технических наук. Среди выдающихся учёных – физиков, химиков, биологов: И. Ньютон, Р. Бойль, Р. Гук, Дж. Джоуль, М. Фарадей, Дж. Максвелл, Ч. Дарвин, Кавендиш, Э. Резерфорд. Мировую известность получили труды британских философов, социологов, историков, экономистов: Р. Бэкона, Т. Мора, Фр. Бэкона, Т. Гоббса, И. Бентама, У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, Дж. Милля, Р. Оуэна, Т. Р. Мальтуса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, Б. Рассела. Свыше 70 учёных британских удостоены Нобелевских премий. На Великобританию приходится примерно 4,5% мировых расходов на науку, 8% всех научных публикаций. То, насколько значительна роль науки в Соединенном Королевстве, можно убедиться на примере изменений, которые произошли в области образования. Технические школы и колледжи, а также программы повышения квалификации в других учреждениях стремятся увеличить количество профессиональных научных кадров. Школы работают в тесном контакте с промышленностью. Манчестерский совет по научным исследованиям объединяет университетских ученых и членов торговой палаты. В университете Шеффилда проводятся имеющие промышленное значение исследования в области технологии стекла, а в Чешире в области использования радиотелескопов. В Великобритании более 200 научных учреждений и организаций, выпускающих более 400 периодических научных изданий. Что касается библиотек, назовем основные. Библиотека Британского музея в Лондоне (более 10 млн. томов), библиотека Кембриджского университета (более 3,5 млн. томов), Бодлеанская библиотека в Оксфорде (более 4,5 млн. томов), а также Шотландская национальная библиотека в Эдинбурге (более 4 млн. томов), Уэльская национальная библиотека в г. Аберистуите (более 2 млн. томов). Копии всех выпущенных книг поступают, в соответствии с законом, в Британский музей для установления авторского права, а также в другие библиотеки, если от них поступают запросы на эти издания. Крупнейшие библиотеки располагаются при университетах Лондона, Эдинбурга, Глазго, Сент-Андруса, Королевского (в Белфасте), Джона Райленда (в Манчестере), при музее Виктории и Альберта и музее Естественной истории. Важные собрания особых изданий находятся в бюро патентов, в Индиа-Хаусе, Государственном архиве, в Королевском географическом обществе, Королевской академии театрального искусства, Королевском музыкальном колледже, Королевской академии музыки, Совете по искусствам, Национальной книжной лиге, Национальном хранении архивов, Королевском ботаническом саду, Институте современной истории (библиотека Винера) и Национальной библиотеке для слепых. Существует около 500 государственных библиотечных советов, имеющих более 40 000 отделений и выдающих более 400 млн. книг в год. Все большую популярность для отдаленных районов приобретает доставка книг на специальных оборудованных автомобилях. Собрания книг дополняются большим количеством видео и аудиоматериалов. Британские компании сократили свои расходы на проведение НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). По этому показателю Великобритания занимает пятое место среди семи ведущих индустриально-развитых стран. В области высоких технологий британские фирмы опережают японские и немецкие компании, но уступают США и Франции. Данное положение вызвано не только снижением уровня финансирования разработок со стороны самих компаний, но и сокращением поддержки со стороны государства. Министерство торговли и промышленности и министерство финансов разрабатывают совместную политику увеличения инвестиций в НИОКР и на оптимизацию процесса внедрения результатов исследований во все отрасли экономики страны. Факт участия министерства финансов подчеркивает то внимание, которое уделяет правительство решению данной проблемы. Двумя министерствами осуществляется руководство рабочими группами, занятыми перестройкой процесса организации и финансировании британских НИОКР. Главный казначей министерства финансов спонсирует группу, возглавляемую директором компании "Бритиш Биотек". Группа изучает финансирование НИОКР в компаниях высоких технологий, и, в частности, финансирование начального этапа разработок. Министерство торговли и промышленности спонсирует группу "Тек-Старз", для преодоления барьеров на пути развития малых и средних фирм в области высоких технологий. Министр науки возглавляет рабочую группу по вопросам изобретательской деятельности и внедрения изобретений в промышленности. Рабочая группа по вопросам инвестиций возглавляется лордом Холликом и занята изучением сдерживающих факторов на пути инвестирований в НИОКР. В состав всех групп входят представители банковских кругов, совместного капитала и фирм в сферах производства и обслуживания. Таким образом, разработаны и проводятся в жизнь научно-технические программы, направленные на решение насущных проблем промышленности и общества, к числу которых относятся: создание перспективного транспортного средства будущего; снижение уровня загрязненности крупных городов страны; создание перспективных материалов для промышленности; генетический и экологический баланс здоровья человека; интегрированный подход к проблемам старения. И роль науки в Великобритании очень значительна.

8.Отдых и туризм

Для большинства визитов в Великобританию выдается многоразовая виза посетителя, сроком на 6 месяцев. В некоторых случаях виза посетителя может быть выдана для однократного посещения. Граждане России, благодаря уступке по Иммиграционным Правилам Соединенного Королевства, могут не получать транзитную визу и выйти из транзитной зоны аэропорта, если пребывание на территории Великобритании не более 24 часов. В кулинарии англичане так же привержены традициям, как и во многом другом. День англичан на протяжении веков начинается с традиционного завтрака: яичница с жареным беконом, жареными помидорами, грибами, сосисками и кровяной колбасой. В настоящее время чаще подают овсяную кашу и кукурузные хлопья. После завтрака вас обязательно будет ждать чай и подрумяненный тост с апельсиновым джемом. Ланч, или второй завтрак, подают в половине второго, а затем следует чай или легкий обед в 5 часов и ужин в 7. Очень популярны закуски и бутерброды - треугольные бутерброды стали уже одной из многочисленных английских традиций. Из первых блюд распространены супы-пюре и бульоны, но подают их редко, они не являются неотъемлемой частью ежедневной трапезы. Специи и травы употребляются очень редко. Англичане едят очень много мяса: говядину, телятину, баранину, свинину. Его запекают целиком с кровью или разрезают на стейки и зажаривают на сковороде. К мясу непременно подают подливку (gravy), запеченые овощи (обычно, картофель) и пикули. Из хмельных напитков особенно популярно пиво - черный эль и портер, причем особенно ценится бочковое пиво, а также виски, джин, бренди, ром, портвейн. Места размещения в Великобритании делятся на три вида:

  • Hotel – гостиница, где предоставляется полный сервис по размещению;
  • B&B и Inn - гостевое размещение, предоставляющее необходимый сервис для ночевки и завтрака;
  • Motel – бюджетные или придорожные гостиницы, неформальные варианты размещения с очень ограниченным набором услуг. управляются частными предпринимателями и имеют ограниченные возможности для бизнесменов.

Кроме звездности, гостиницам (Hotel) могут быть присвоены конкретизирующие названия. MetroHotel (метро-отель). Не предлагает гостям горячего питания, но должен находиться в шаговой доступности от мест общепита. CountryHouseHotel (загородная домашняя гостиница). При гостинице должен иметься небольшой парк или сад – уединенный и тихий. SmallHotel (мини-гостиница). Максимальное число номеров – 20. Обычно такие гостиницы управляются частными предпринимателями и имеют ограниченные возможности для бизнесменов. Основные достопримечательности Англии и всей Великобритании расположены, конечно же, в Лондоне, где, например, в районе Сити соединились традиция и современность. А также в столице Шотландии – Эдинбурге. Биг Бен ( приложение 1) - Это часы огромного размера, которые стоят на башне Святого Стефана. Эти часы, расположенные на башне Парламента Соединенного Королевства, узнают по звуку и слышат во всем мире, потому что их бой передается по радио ВВС ежечасно. В Биг Бен туристам вход воспрещен, чтобы попасть на самый верх девяносто шестиметровой башни можно по очень узкой винтовой лестнице. Пройдя все триста тридцать четыре ступени, можно попасть на маленькую открытую площадку, именно тут расположен легендарный колокол. Биг Бен – это один колокол. В высоту он составляет более двух метров, его диаметр составляет три метра. Британский музей (приложение 2)- Британская библиотека, читальный зал Британского музея, который представляет собой огромное помещение цилиндрической формы. Все стены этого помещения уставлены книгами. Букингемский дворец (приложение 3)- Букингемский дворец расположен напротив мраморного позолоченного памятника Королеве Виктории напротив улицы Пэл-Мэлл. Если Королева находится во дворце, то на крыше дворца веет королевский флаг. По требованию предка Королевы, Короля Георга IV дворец был построен по архитектурному проекту Джона Нэша. Цена строительства достигла семисот фунтов в связи с массой излишеств такого рода, как, например, пятьсот мраморных блоков с прожилками из Каррары Эдинбургский замок (приложение 4) Эдинбургский замок расположен в самом центре города, поэтому он виден отовсюду. Ни один из проезжающих туристов не может проехать мимо. Потому что замок имеет огромную высоту. Но кроме зрелищности, он привлекает своим возрастом и историческим значением.Стоунхендж. Гигантское сооружение в центре Европы – Стоунхендж - является каменной загадкой.В целом Стоунхендж – это гигантское сооружение, включающее в себя 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков в 25 тонн и 5 огромных трилитов весом в 50 тонн. Каменные блоки сложены в виде арок, указывающих на стороны света. До недавнего времени ученые считали, что этот сооружение возведено в 3100 году до нашей эры племенами Британских островов с целью наблюдения за Солнцем и Луной. Но в последнее время эта идея пересматривается. Парки Лондона - это особая достопримечательность, представляющая собой зеленое пятно в самом центре города, имеющее площадь более трехсот гектаров. Огромные размеры парков, их протяженность создают иллюзию нетронутого ландшафта природы, создается обстановка, вступающая в контраст с суперурбанистическим пейзажем города. Значение парков для восстановления атмосферы центра Лондона огромно, потому их именуют "легкими Лондона". Музей З. Фрейда. Зигмунда Фрейд, основоположник психоанализа, жил с 1938 года в этом доме с семьей после бегства из Австрии от нацистского режима. До 1982 года здесь жила младшая дочь Фрейда, тоже психоаналитик. Теперь здесь расположились одновременно музей и научно-исследовательский центр. Лондонский Тауэр. В книге, которая посвящена девятисотлетию Тауэра, герцог Эдинбургский писал: "За свою историю Лондонский Тауэр был и крепостью, и дворцом, и хранилищем королевских драгоценностей, и арсеналом, и монетным двором, и тюрьмой, и обсерваторией, и зоопарком, и местом, привлекающим туристов". Колесо обозрения (LondonEye) -это большое, высочайшее в мире колесо обозрения. Такой подарок лондонцам и гостям города был сделан к 2000 году. В колесе обозрения имеется 32 кабины, каждая из которых рассчитана на 25 человек, полный оборот колеса совершается за полчаса. Строительство огромного колеса обозрения финансировала компания "BritishAirlways". С высоты в сто тридцать пять метров открывается чудеснейший вид на Лондон, при благоприятной погоде можно увидеть город с окрестностями в радиусе сорок километров. Кафедральный собор святого Павла - это резиденция епископа лондонского, а также духовный центр Сити. Архитектор Сэр Кристофер Рен вел наблюдаение за ходом строительства собора из окон своего дома, который располагался на противоположном берегу реки. Оттуда ему видны были работы на вершине холма Лудгейт. Строительство этого шедевра продолжалось в течение тридцати пяти лет. Дом Шерлока Холмса сооружен в 1815 году. Британское правительство объявило его архитектурным и историческим памятником второго разряда. С 1860 года до 1934 года дом являлся частным владением, здесь находился пансион, но с приобретением здания Международным обществом оно стало домом Шерлока Холмса. Виндзорский дворец - этот замок, который виден со стороны Виндзорского парка, великие люди находили очень романтичным. Слева от него - Круглая башня. Архитектор Джеффри Уайтвилл за свое творение в 1828 году был награжден произведением его в сословие рыцарей. Вестминстерское Аббатство его красота тщательно создавалась разными поколениями членов королевской семьи, начиная с Эдуарда-Исповедника, который взошел на престол в 1040г. Жаль, что возведенная им церковь освятили лишь в 1065году, когда король ослабел и не смог присутствовать на церемонии освящения. На следующий год в день Рождества в церкви состоялась коронация Вильгельма-Завоевателя. Таким образом, в Великобритании соединились традиция и современность, традиции в кулинарии, религии и культурных ценностях, и современность в образовании, воспитании молодых поколений и в социальном развитии.

9.Охрана окружающей среды и экологические проблемы

На сегодняшний день на последней стадии реализации находится трехлетний проект по созданию базы данных строительных материалов. Проект поддержан 24 торговыми организациями, занимающимися производством и поставкой стройматериалов, и направлен на то, чтобы повысить их качество, срок функционирования и проверить, насколько они отвечают принципам энергосбережения, охраны окружающей среды и здоровья людей. Последние социологические исследования показывают около 70% опрошенных считают, что состояние среды в их жилых помещениях требует улучшения. Поэтому Институт строительства собирается издать рекомендации для строительных фирм, о том, как они могут повысить качество возводимых зданий и их соответствие природоохранным требованиям. Для того, чтобы привлечь строительные фирмы к участию в этом важном для всех деле, институт планирует издать книгу "Окружающая среда. Конкуренция. Прибыль", в которую войдут данные обо всех фирмах, серьезно относящихся к охране окружающей среды.Великобритания стремится уменьшить выбросы парниковых газов. Согласно обязательств по Киотскому протоколу страна уже сократила выбросы на 12,5 % по сравнению с 1990 годом и планирует достичь 20 % в 2010 году. Планируется, что к 2015 году 33 % бытовых отходов будут перерабатываться или использоваться как удобрения. За период с 1999 по 2000 год переработка бытовых отходов увеличилась с 8,8 % до 10,3 %. Великобритания ратифицировали такие международные соглашения: «об охране окружающей», «о загрязнении воздуха» (оксидами азота, серы, органическими соединениями), «о защите природной среды Антарктиды», «о консервации морских ресурсов Антарктиды». «Договор об Антарктике», «о биоразнообразии», рамочную конвенцию ООН «об изменениях климата», Киотский протокол «об опустынивании», «об опасных отходах», Морскую конвенцию, запрет на испытания ядерного оружия, «об охране китов» и другие. Таким образом, подписав вышеперечисленные договоры и соглашения Великобритания стремится к уменьшению и частичному уничтожению экологической проблемы.


Заключение

Данный реферат написан с использованием четырех источников, изучив которые я могу сделать вывод, что сейчас Великобритания – высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не продел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия – это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав. Благодаря своему Экономико-географическому положению, в Великобритании ещё есть варианты развития. Данная страна может только развиваться и улучшать своё положение в мире.

Приложение 1

1-1976 год; 2-1998 год; 3-2004 год; 4-2005 год; 5-2007 год; 6-2009 год

Приложение 2

Приложение 3



Приложение 4


Приложение 5


Список литературы:

1 .Internet«Большая Советская Энциклопедия». Главный редакторС.И.Вавилов. Государственное научное издательство «Большая СоветскаяЭнциклопедия». Том №7. 1951.2.InternetСправочник «Страны мира». 1976. Москва. Издательствополитической литературы.3.InternetЭнциклопедия для детей. «Аванта+». Том 13. «Страны. Народы.Цивилизации».1999.

Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия
1979.- с.204.

К особенностям экономико-географического положения Великобритании относят размещение государства на островах, а также наличие сухопутной границы лишь с одной державой - Ирландией. Кроме того, в состав Великобритании входят 4 крупные области: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Физико-географическое положение Великобритании

Великобритания или Соединенное Королевство является островным государством, расположенным на северо-западе Европы. Оно занимает остров Великобритания, северную часть острова Ирландия, а также множество более мелких островов и архипелагов, принадлежащих Британским островам. Кроме того, государству принадлежит несколько островных архипелагов, расположенных в Океании, Индийском и Атлантическом океанах.

Рис. 1. Остров Великобритания.

В давние времена Британские острова были частью евразийского континента, однако таяние ледников и затопление земель привело к образованию Северного моря и пролива Ла-Манш, которые и отделили Великобританию от Европы.

Великобритания расположена в акватории Атлантического океана, который представлен несколькими небольшими морями: Северным, Ирландским, Кельтским и Гебридским.

Площадь Соединенного Королевства составляет 243,8 тыс. кв. км, из них внутренние воды занимаю 3,23 тыс. кв. км. Протяженность государства с севера на юг составляет 966 км, а расстояние в самой широкой его части равна около 480 км. Самой крайней точкой на юге является полуостров Корнуолл, а на севере - архипелаг Шетландские острова.

Все побережье изрезано многочисленными дельтами, бухтами, заливами и полуостровами, в результате чего максимальная удаленность любой точки страны от моря не превышает 120 км.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Побережье Великобритании.

У побережья глубина моря составляет порядка 90 м, поскольку Британские острова расположены на континентальном шельфе - приподнятом морском дне, соединенным с материком. Теплое течение Гольфстрим поддерживает достаточно высокую температуру воды на территории шельфа, благодаря чему климат на островах гораздо мягче даже с учетом их северного расположения.

Границы Великобритании

Соединенное Королевство имеет сухопутную границу лишь с одним государством - Республикой Ирландией, занимающей южную часть острова Ирландия, в то время как северная его часть принадлежит Великобритании.

Все остальные границы страны - морские:

  • на юге Великобританию отделяет от Франции пролив Ла-Манш;
  • на юго-востоке островное государство отделено от Бельгии и Норвегии мелководным Северным морем.

Большую роль в сообщении Великобритании с материковыми европейскими государствами играет пролив Ла-Манш, который часто называют Английским каналом. В конце ХХ века по его дну был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. Кроме того, связь между странами осуществляется воздушными и водными путями.

Характеристика ЭГП

Великобритания (Объединенное Королевство)– островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании – 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса – остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока – водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией – ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции – пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Современное административное деление Великобритании

Великобритания – одна из наиболее густонаселенных и высоко урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв.м.ее площади приходится 230 человек. Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей наиболее удобным географическим положением, благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее густо заселен основной промышленный пояс страны, вытянутых вдоль оси Лондон-Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым хозяйством. На 1 кв. км. Здесь в среднем проживает 86 человек, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые высокогорные районы практически безлюдны.

К концу ХIХ в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и сельскими поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.

Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии. Это Тайнсад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4 млн.), Юго-восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.), Мерснсайд (1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в городах с население более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в промышленном поясе вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который часть называют мегаполисом.

Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов - непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды или в новые расширяющиеся средние города.

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее положение как столица, главный политический и культурный центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Англии. Кроме Лондона многие "столичные" функции выполняют ещё 10 городов Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Бредфорд, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того, свыше 150 городов по численности жителей и той роли, которую они играют в жизни близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов. Эти города называются "Сити", все же остальные - "таун".

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 - приморские. Лондон возник, прежде всего, как морской порт для торговли с континентальными европейскими государствами; черезГуль (Халл) издавна велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили "воротами в Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры: Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др. Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов. Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах, многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острый жилищный кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее серьезных социально-экономических проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В низменной восточной части Англии население живет преимущественно в деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже рядовой, уличной планировки.

Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом в Шотландии и Уэльсе. Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и вокруг конурбаций Тайнсад т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с деревнями, хуторами и отдельными фермами.

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

географический великобритания сельский ресурс

Особенности географического положения

Великобритания - это архипелаг неправильной формы с очень разнообразным ландшафтом и природой. Последнее является следствием того, что Британские острова когда-то были частью Европы, но были отрезаны от материка после затопления низинных земель, теперь являющихся дном Северного моря и пролива Ла-Манш. Северная Ирландия, которая политически дополняет Соединенное Королевство, расположена на втором по величине острове, Ирландии, и является западным расширением шотландских гор. Эти горные местности разделены между собой узким Северным каналом. Западные берега острова Великобритания скалистые и обрывистые, восточные более пологие.

Площадь Великобритании составляет около 240842 кв. км. Большую часть составляет суша, а остальное - реки и озера. Площадь Англии составляет 129634 кв. км., Уэльса - 20637 кв. км., Шотландии - 77179 кв. км. и Северной Ирландии - 13438 кв. км. Таким образом, Англия гораздо больше, чем другие страны Соединенного Королевства, и имеет самое многочисленное население. Эти факторы объясняют господство Англии в британской истории.

Южная оконечность острова Великобритания полуостров Корнуолл -- находится на 50 с.ш., а самая северная часть архипелага Шетландские острова -- на 60 с.ш.

Протяженность острова Великобритания с севера на юг составляет 966 км, а, наибольшая его ширина вдвое меньше. Расположенный на континентальном шельфе, Британский Архипелаг отделен мелководным Северным морем от Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ и узким проливом Ла-Манш (британцы называют его Английским каналом) и Па-де-Кале от Франции.

Исторически сложилось, что географические черты Великобритании повлияли на поселение человека, миграции населения, вооруженное завоевание и политический союз. Они также определили расположение и работу промышленности, транспортных систем, сельского хозяйства, рыбной промышленности, лесов, энергоресурсов и коммуникаций. В наши дни они продолжают определять жизнь британцев, а кроме того, они тесно связаны с обеспокоенностью общества состоянием окружающей среды и дикой природы.

Англия (население - 48,2 млн. человек) состоит в основном из холмистой или ровной низинной местности, разбавленной несколькими горными зонами на севере и юго-востоке. Но низкие холмы простираются через большую часть страны, перемежаясь с низинными землями и равнинами.

Население концентрируется в основном вокруг крупных городов: Лондона и вообще на юго-востоке Англии, западных Бирмингема, Лидс, Бредфорда и Шеффилда, северо-западных промышленных Ливерпуля и Манчестера и северо-восточных Ньюкасла и Сандерленда.

Уэльс (население - 2,9 млн. человек) представляет собой горную страну с простирающимися через всю территорию горами и холмами, часто обрывающимися в глубокие долины, созданные руслами рек. Эти горы постепенно снижаются и переходят в высокие холмы на востоке Англии. Самые высокие горы Уэльса расположены на северо-западе, где гора Сноудон достигает 1085 м. в высоту.

Низинные земли ограничены узкими прибрежными поясами и речными долинами на юге Уэльса, где живут две трети уэльского населения. В прошлом горная местность Уэльса затрудняла войны, земледелие и поселение людей.

Шотландия

Шотландию (население - 5,1 млн. человек) можно разделить на три основные части. Первая часть - северо-западные и центральные горы вместе с большим количеством островов на западном и северном побережьях. Эти земли слабо заселены, и составляют половину всей территории Шотландии. Вторая часть - центральные низинные земли, которые составляют одну пятую всей шотландской территории и три четверти всего населения Шотландии, большинство промышленных и торговых центров и возделываемой земли. Третья часть - южные возвышенности, в которые входит ряд холмов, простирающихся до границы с Англией.

Самая высокая гора в Шотландии - Бен Невис (1342 м), которая также является и самой высокой горой Великобритании.

Северная Ирландия

Северная Ирландия (население - 1,6 млн. человек) располагается всего в 21 км от шотландского побережья, что послужило причиной миграций народов в далеком прошлом. Со времени разделения Ирландии в 1921 году на юге и западе она граничит с Ирландской Республикой. На севере находится гористый берег, в центре, ближе к югу, плодородная долина, и горы на западе, северо-востоке и юго-востоке.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Разнообразие географических черт Великобритании является результатом долгих геологических и климатических изменений. С течением времени благодаря движениям земной коры со дна моря поднялись горные хребты, которые образовали старейшие территории Великобритании. Периоды теплой субтропической погоды сменялись новыми движениями земной коры, и огромные болотистые леса покрыли все низинные земли. Леса, в свою очередь, были погребены под песком, почвой и грязью, так что окаменелые леса стали каменным углем современной Великобритании. Позже климат менялся от субтропического до арктического. Во время Ледникового периода почти весь остров был погребен подо льдом, за исключением разве только южной Англии.

Горы постепенно выветривались благодаря льду, воде и ветрам. Этот процесс скруглил горные вершины и переместил горные породы в низины, где они спрессовались в новые горы, в результате чего ландшафт стал ровнее и мягче. Геологические и погодные изменения определили сегодняшний вид долин и равнин, а также «обусловили расположение главных рек Великобритании, таких, как Клайд, Форт и Твид в Шотландии, Тайн, Трент, Хамбер, Северн и Темзы в Англии и Уэльсе, Банн и Логан в Северной Ирландии.»

Силы природы также повлияли на береговые линии, так как море то отступало, то возвращалось снова. Части береговой зоны ушли под воду, а другие обнажились. Эти процессы продолжаются и сегодня, в особенности на восточном и южном побережьях Англии. Там, где море отступило, образовались меловые и известняковые горы, а также песчаные пляжи по всему побережью, в то время, как разрушение почвы послужило причиной потери части земли в некоторых местах.

Изначально Великобритания была частью европейского материка, но таяние ледников после окончания ледникового периода привело к поднятию уровня моря, и страна была отделена от континента Северным морем в самой широкой точке и Ла-Маншем в самой узкой. Расстояние между Довером в Англии и Кале во Франции является минимальным (32 км).

Все побережье искрещено заливами, бухтами, дельтами и полуостровами, так что большая часть Великобритании находится на расстоянии не более 120 км от моря. Море у берегов не глубже 90 метров, потому что большая часть Британских островов лежит на континентальном шельфе, который является приподнятым морским дном, соединенным с материком. Теплое течение Гольфстрим нагревает море и воздух на пути следования через шельф. Поэтому климат на островах гораздо мягче, чем мог бы быть, учитывая их северное расположение. Течение также влияет на прибрежные воды, которые имеют важное значение для рыболовной промышленности.