Стюардесса курченко. Пост памяти советской стюардессы надежды курченко, погибшей в небе от пули террористов. Вид с земли

Nadezhda Kurchrnko Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 29.12.1950
В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись "Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей".

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем посредством два года в ее личном деле появилась запись "Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей". Сегодня мы хотим поведать о самом известном и в то же время самом загадочном случае захвата советского самолета.

УГОН НОМЕР ОДИН

В конце "бархатного сезона" - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел авиалайнер Ан-24. В нем находилось 46 пассажиров, охватывая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди ещё не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло сделаться свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.

Через немного минут позже взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - папа и отпрыск Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить путь и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: "Нападение!" Преступники кинулись за ней. "Никому не подниматься! - заорал меньшой из угонщиков. - Иначе взорвем авиалайнер!" В тот самый миг в салоне прозвучали выстрелы, единственный из которых оборвал существование 19-летней Надежды Курченко, у которой гладко посредством три месяца была назначена свадьба...

Первому пилоту Георгию Чахракия пулька попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля-дура застряла в железный трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не вступать!"

Пилот попытался одурачить террористов и усадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик ещё раз предупредил, что взорвет машину (позднее выяснилось, что Бразинскас блефовал, потому что граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую рубеж, а через ещё 30 мин оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив избавить ее для экстренной посадки. Сразу вслед за тем приземления угонщики сдались турецким властям.

К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на нарочно присланном самолете всех людей и туловище погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне ещё долгое время летал в Узбекистане.

БОЖИЙ СУД

Тогда, в октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное заявочное пожелание выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.

Фарс с "бегством" преступников в Америку был обставлен следующим образом: папа с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой дать им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы еще раз сдались в руки турецкой полиции, где их продержали ещё пару недель и... совсем отпустили на свободу. Затем сквозь Италию и Венесуэлу они преспокойно вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были "задержаны" Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не дали, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта.

Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за отбояривание Литвы от советской оккупации". По свидетельству газеты "Лос-Анджелес таймс", в литовской общине Америки касательство к Бразинскасам было настороженным, их открыто побаивались. Попытка основать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - на практике никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара.

Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а оттого в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали нередко возникать ссоры. Во время одной из таких ссор 45-летний сынуля насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой. В начале ноября этого года жюри присяжных Санта-Моники уже признало его виновным в этом преступлении, и в настоящее время Альберту-Виктору Уайту грозит самое меньшее 16 лет тюрьмы.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый значимый вопросительный мотив, на тот, что через 33 года вслед за тем трагедии так и не получен достоверный реакция, звучит так: "Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное цифра жертв угона самолета?" По информации, которая в близкое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем в аккурат известно, что угонщики имели только обрезы охотничьих ружей. Если распространяться из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, для чего преступникам нужно было действовать так полно выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, несомненно, являлась опасность взорвать гранату?

Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в близкое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, аккурат эти двое первыми открыли пламень и как раз их пули убили бортпроводницу. Нет, я нисколько не хочу оправдывать угонщиков - они совершили в действительности тяжкое правонарушение, которое и привело к трагедии. Но если анализировать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, охватывая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?

Можно допустить, что экипаж Ан-24 впрямь оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в тот самый миг Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: "Что это были за "охранники", потому что архитектура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР только в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьбина (во всех публикациях говорится, что пострадавших было только четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, в конце концов, зачем угонщики оказались больше умелыми стрелками, чем нарочно обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве "живого щита" или несложно вынудили охранников уложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?" К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, покуда не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки просторно распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником "Аэрофлота", погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили русский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, единственный пассажир и стюардесса.

За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а ещё 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв. Не чрезмерно ли высокая стоимость за прочность "замков" на наших воздушных границах?...

P.S. Выражаю огромную признательность за содействие при подготовке данного материала младшей сестре Нади - Екатерине Владимировне Курченко

Надежда Курченко

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могилка перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

К сожалению, более того в "Энциклопедии Удмуртской Республики" инфа о Наде содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения и путь последнего полета - он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, подобно тому как в ноябре 1968-го барышня стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А ещё ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения проронить, "Энциклопедия".

Надежда Кольба Nadezhda Kolba

Вице-губернатор Красноярского края.

Ваши комментарии
Олеся Мне очень понравилось, очень трогательно! 20 ноября 18:49

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Надежда Владимировна Курченко (1950-1970) - бортпроводник Сухумского авиационного отряда. Погибла (убита), пытаясь предотвратить угон самолёта террористами.
Награждена орденом Красного Знамени (посмертно).

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат (где после смерти ей установлен памятник) в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. С декабря 1968 года работала бортпроводником Сухумского авиаотряда.

Была убита Пранасом Бразинскасом 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон им и его 15-летним сыном Альгирдасом самолёта Ан-24 (борт СССР-46256), летевшего рейсом № 244 Батуми - Сухуми - Краснодар. Ровно через три месяца у Надежды должна была быть свадьба.

Память

В честь Надежды Курченко названы улицы в ряде городов на территории бывшего СССР.
Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.
В селе Новополтава в Алтайском крае рядом со школой, которой присвоили имя Надежды Курченко, установлен памятник в её честь. В школе создан музей Надежды Курченко.
С 1982 года в Глазове ежегодно, в октябре, проводится пробег памяти Надежды Курченко. Мемориальный пробег включен во Всероссийский календарь соревнований по лёгкой атлетике. В пробеге на дистанциях 3 и 10 километров принимают участие спортсмены всех возрастов из Ижевска, городов и сельских районов Удмуртии и представители из других городов России.
В школе юных лётчиков Ижевска был создан музей Надежды Курченко.
В горах, на границе Абхазии и Краснодарского края установлен обелиск Надежде Курченко.
Художественный фильм «Абитуриентка» (Киностудия имени А. Довженко, режиссёр Алексей Мишурин)

15 октября 2015 г. исполнилось 45 лет со дня гибели 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолёта террористами.

45 лет со дня подвига советской стюардессы Надежды Курченко

Это был первый случай захвата такого масштаба пассажирского самолёта (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось всё так.
Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолёта находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полёте по графику - 25-30 минут.
Но жизнь поломала и график, и расписание.
На 4-й минуте полёта самолёт резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолёт уходил в сторону близкой Турции.
В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Ещё несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем - зелёная. Это был сигнал аварийной посадки. Самолёт коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани.
Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолёт. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

Вспоминает Георгий Чахракия - командир экипажа Ан-24, №46256, выполнявший 15 октября 1970 года рейс по маршруту Батуми-Сухуми - Я помню всё. Досконально помню.
Такие вещи не забываются, - В тот день я Наде сказал: «Мы договорились, чтобы в жизни ты считала нас своими братьями. Так почему ты не откровенна с нами?
Мне известно, что скоро придётся погулять на свадьбе...» - вспоминает с грустью лётчик. - Девушка подняла голубые глаза, улыбнулась и сказала: «Да, наверное, на ноябрьские праздники». Я обрадовался и, покачав крыльями самолёта, во весь голос закричал: «Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!»... А уже через час знал, что никакой свадьбы не будет...

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь - хотя бы вкратце - изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, её мужестве и её героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом прежде всего людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо моё поколение помнит и знает эту историю, а главное - Надю Курченко - и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолёт носят её имя.
...После взлёта, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в своё рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших её в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.
Безусловно, у Нади было замечательное настроение - утверждали все, кто видел её в последние минуты её чистой, счастливой жизни.
Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:
- Передай срочно командиру, - и протянул ей какой-то конверт.

В 12.40. Через пять минут после взлёта (на высоте около 800 метров) мужчина и парень, сидевшие на передних креслах, вызвали бортпроводницу и отдали ей конверт: «Передайте командиру экипажа!». В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа - Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)
На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления... района»). мужчина был одет в парадную форму советского офицера.
Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения - дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на её лице - скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу её отсека, только что ею закрытую.
- Сюда нельзя! - закричала она.
Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.
Надя закричала снова.
И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал её слова - без сомнения.Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!
Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить её с ног. Упёршись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она ещё плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие.
Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.
Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем - вправо. В следующую секунду самолёт пошёл круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.
Пассажиры были ещё с ремнями - ведь табло не гасло, самолёт только набирал высоту.
В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит - а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном - выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясённых пассажиров.
- Ни с места! - заорал он. - Не двигаться!

Пилоты с ещё большей резкостью стали бросать самолёт из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет.
Разгерметизация воздушному судну ещё не угрожала - высота была незначительной.
Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:
- Нападение! Он вооружён!
В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты - они были привязаны к поясу.
- Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь ещё встанет - взорвём самолёт!
Было очевидно, что это не пустая угроза - в случае провала им терять было нечего.
Между тем, несмотря на эволюции самолёта, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолёт.
Поражённый неимоверным сопротивлением Нади, разъярённый собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним - его выродок с обрезом.
Дальше была бойня. Их выстрелы глушились их же криками:
- В Турцию! В Турцию! Вернётесь к советскому берегу - взорвём самолёт!

Trinixy.ru›…podviga-sovetskoy…kurchenko…foto.html

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель советской стюардессы НАДЕЖДЫ КУРЧЕНКО в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 31 48 72 78 92 103 118 132 133 138 144 152 157 158 161 173 174 179 189 202 212 229 244 247 261 262
К У Р Ч Е Н К О Н А Д Е Ж Д А В Л А Д И М И Р О В Н А
262 251 231 214 190 184 170 159 144 130 129 124 118 110 105 104 101 89 88 83 73 60 50 33 18 15 1

14 15 20 26 34 39 40 43 55 56 61 71 84 94 111 126 129 143 144 155 175 192 216 222 236 247 262
Н А Д Е Ж Д А В Л А Д И М И Р О В Н А К У Р Ч Е Н К О
262 248 247 242 236 228 223 222 219 207 206 201 191 178 168 151 136 133 119 118 107 87 70 46 40 26 15

КУРЧЕНКО НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА = 262.

К(онец) + У(бита) + (выст)Р(елом) (закон)ЧЕ(на) (жиз)Н(ь) + КО(нец) + НА(па)ДЕ(ние) + (нео)Ж(и)ДА(нный) В(ыстре)Л + (р)А(нение) (сер)Д(ца) +(вследств)И(е) (трав)М(ы) И(злияние) (к)РОВ(и) + (кончи)НА

262 = К, + У, + ,Р,ЧЕ,Н, + КО, + НА,ДЕ, + ,Ж,ДА, В,Л + ,А,Д, + ,И,М, И,РОВ, + ,НА.

16 48 67 81 82 87 110 111 130 145 151 166 177 196 228 230 247 279
П Я Т Н А Д Ц А Т О Е О К Т Я Б Р Я
279 263 231 212 198 197 192 169 168 149 134 128 113 102 83 51 49 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

П(роникающа)Я + (огнес)Т(рельная) (ра)НА (сер)ДЦА + (смер)Т(ельн)О(е) (ранени)Е + О(т) (прони)К(ающего) (огнес)Т(рельного) (ранени)Я (ги)Б(ель) + (сме)Р(тельно) (раненна)Я

279 = П,Я,Т,НА,ДЦА + ,Т,О,Е + О,К,Т,Я,Б, + ,Р,Я.

48 = ПЯ(тнадцатое...)
______________________________
231 = (пя)ТНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ

48 = (в у)ПОР
_______________________________
231 = ЗАСТРЕЛ В СЕРДЦЕ В УПОР

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: ДЕВЯТНАДЦАТЬ = 157.

5 11 14 46 65 79 80 85 108 109 128 157
Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь
157 152 146 143 111 92 78 77 72 49 48 29

262 = 157-ДЕВЯТНАДЦАТЬ + 105-ПОГИБШАЯ.

157 - 105 = 52 = УБИТА.

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(преж)ДЕВ(ременна)Я (смер)Т(ь) + (ог)Н(естрельная) (ран)А (сер)ДЦА + (смер)ть

157 =,ДЕВ,Я,Т, + ,Н,А,ДЦА + ,ТЬ.

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

157 = ДЕВЯТНАДЦАТЬ
____________________________
110 = (повреж)ДЕНИЕ СЕРДЦ(а)

157 = 87-(пу)ЛЕВАЯ РАНА + 70-ПОВРЕЖД(ение...)
______________________________________________
110 = (повреж)ДЕНИЕ СЕРДЦ(а)

157 = ПОГИБШАЯ ПРЕЖД(евременно)
__________________________________
110 = (погиб)ШАЯ ПРЕЖД(евременно)

Как 45 лет назад 19-летняя стюардесса Надежда Курченко встала на пути вооруженных бандитов


Тогда, в октябре 1970-го, сама попытка вооруженного захвата гражданского самолета выглядела невиданным злодейством. Это потом террористы всех мастей откроют охоту за лайнерами по миру. Стоит порыться в памяти — и тут же на свет явятся угон заключенными якутской тюрьмы рейсового Ту-154 в Пакистан, захват в Минводах борта «Аэрофлота» Шамилем Басаевым, атака террористами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и еще десятки случаев. А первой жертвой воздушного пиратства стала наша стюардесса Надя Курченко. Трагедия, потрясшая СССР, стала поводом к ужесточению контроля за безопасностью на бортах гражданских судов. Хрупкая девушка отдала свою жизнь, чтобы сохранить многие другие.

Итак, 15 октября 1970 года из Батуми вылетел пассажирский Ан-24 по маршруту Симферополь — Одесса. Самолет еще не успел набрать высоту, когда двое пассажиров, отец и сын Бразинскасы, вызвали стюардессу и, угрожая обрезом, передали требование экипажу: взять курс на Турцию. Надя успела подать сигнал тревоги, преградить бандитам путь к пилотской кабине — и была сражена выстрелом в упор. Бразинскасы стреляли не переставая — и в кабине, и в салоне. Потом в обшивке Ан-24 насчитают 18 пулевых отверстий! Серьезные ранения получили штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян. Пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник, и самолет в турецком Трабзоне он сажал с почти отказавшими ногами. Посадил...

Турецкие власти вернули пассажиров и самолет, но отказались выдать угонщиков. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, недолго отсидев в турецкой тюрьме, вышли по амнистии и перебрались в США. Там они получили новые имена, вид на жительство и домик в Калифорнии. Но не зря говорят, что бог шельму метит: в ссоре младший Бразинскас убил отца, за что получил уже 16 лет лишения свободы.

Звериная сущность убийц Нади Курченко проявилась в полной мере, но Америка даже не смутилась. А ведь власти США в свое время оставили без внимания и требования советской стороны выдать преступников, и письма членов экипажа, оставшихся инвалидами. Мать погибшей стюардессы Генриетта Ивановна Курченко добилась встречи с президентом Рейганом в американском посольстве. После чего Госдепартамент США объявил, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами». А тогдашний госсекретарь Сайрус Вэнс объявил убийц борцами за права человека.

Все строже, и строже, и строже...

После угона батумского самолета в СССР были приняты меры по повышению безопасности на бортах гражданских воздушных судов. На всех пассажирских самолетах усилили двери в кабины экипажей, установили глазки. Начали продавать авиабилеты только по паспортам, в аэропортах ввели выборочный досмотр багажа. Рейсы с маршрутами вблизи госграницы сопровождались сотрудниками милиции в штатском. Советский Союз стал 120-м членом ИКАО, ратифицировал Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

Но 23 апреля 1973 года последовал новый инцидент — на этот раз с Ту-104, следовавшим из Ленинграда в Москву. Угонщик потребовал лететь в Стокгольм, а при попытке посадки в советском аэропорту привел в действие взрывное устройство. Погибли угонщик и командир экипажа, а пассажиров успели спасти из горящего самолета.

После того случая в гражданской авиации ввели обязательный досмотр пассажиров, в аэропортах появились металлоискатели. Угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления, за которое давали 15 лет лагеря и даже смертную казнь. Для борьбы с терроризмом 29 июля 1974 года распоряжением председателя КГБ Юрия Андропова было создано спецподразделение — группа «А».

А в 1980-1990-е в нашей стране случился новый всплеск воздушного пиратства. Мы даже выбились в лидеры среди европейских держав в этом виде преступности. И всякий раз первыми с угонщиками сталкивались стюардессы. Ирина Викторова — одна из них.

«В «Аэрофлоте» имя Нади Курченко у всех было на слуху, но я не могла представить, что со мной может случиться нечто подобное, — рассказывает мне Ирина, бывшая в ту пору стюардессой тбилисского авиаотряда. — В ноябре 1983 года наш Ту-134 следовал в Батуми. На подлете к Кутаиси попали в грозовой фронт, командир решил вернуться. Когда я вышла сообщить об этом пассажирам, то увидела жуткую картину. В проходе стоял парень с гранатой. Другой выстрелил из пистолета в сидящего впереди мужчину... Как потом стало известно, семеро угонщиков из грузинской «золотой молодежи» зарегистрировались в депутатском зале, минуя досмотр. Меня бандиты избили. Они схватили стюардессу Валю и поволокли к кабине. В глазок пилоты увидели ее лицо и дверь открыли. Штурман Владимир Гасоян открыл огонь на поражение, началась беспорядочная пальба. В этом аду хрупкая Валя оттащила от двери раненого бандита и помогла пилотам закрыться в кабине. Экипажу чудом удалось посадить самолет.

На суде оставшихся в живых угонщиков спросили: «Вы же дети обеспеченных родителей — взяли бы турпутевки и остались за границей». Ответ вызвал шок: «А мы хотели улететь как Бразинскасы — с шумом и со стрельбой! Тогда бы нас не выдали...»

Нервы горят на такой работе

А вот стюардессе боинга «Аэрофлота» Ане Филатовой 18 марта 2005 года, можно сказать, повезло — как и всем 214 пассажирам, летевшим рейсом Сидней — Токио — Москва.

«Мы уже зашли на посадку в 15 километрах от Шереметьево, и тут загорелась лампочка вызова. Подошла к пассажиру, парень пригласил меня сесть рядом. Показывает — на поясе взрывчатка. Требует произвести посадку в Грозном. Доложила командиру, а сама продолжила разговор с угонщиком. Потом не могла вспомнить, о чем мы говорили, как он реагировал — таково было нервное напряжение. К счастью, все наземные и спецслужбы сработали четко — угонщика нейтрализовали. Выяснилось, что на поясе у него был муляж бомбы. Но нервы-то мы расходовали всерьез. Мне та история аукнулась: нервный срыв, больничная койка. До сих пор мне иногда снятся глаза того пассажира...»

Инструкции инструкциями, а мужество никто не отменял

Сегодня в гражданской авиации много сделано, чтобы та трагедия 45-летней давности не повторилась. Пилотская кабина надежно укреплена, дверь всегда на замке. Даже бортпроводник может в кабину попасть, лишь предварительно связавшись с экипажем. Ну а если все-таки преступник проник на борт и решился на угон? Служебная памятка вменяет бортпроводнику в обязанность принять дополнительные меры к предотвращению возможного проникновения правонарушителей в пилотскую кабину. Для начала сообщить по внутренней связи командиру обстановку в салоне, предпринять попытку убедить правонарушителей, что экипаж вынужден выполнить их требования, поэтому нет необходимости входить туда. Согласиться на передачу записки командиру ВС только при условии нахождения правонарушителей на своих местах. В подробном перечне дальнейших необходимых действий помимо указания отвлекать и сдерживать правонарушителей от насилия напоминать о неотвратимости за это уголовной ответственности.

Про личное мужество в инструкции ничего не сказано. Видимо, потому, что у наших стюардесс это качество считается само собой разумеющимся.

P.S. В Сухуми хотели поставить на постамент в парке имени Надежды Курченко тот самый Ан-24. Но ту машину ждала непростая судьба. Борт № 46586, пройдя капитальное восстановление на Киевском авиаремонтном заводе, попал потом в советский Узбекистан. Там честно трудился на местных трассах до 1997 года, после чего был распилен на металлолом.

Это был первый в СССР случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось все так.

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс — на Сухуми. На борту самолета находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полете по графику — 25-30 минут.

Но жизнь поломала и график, и расписание.

На 4-й минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции.

В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем — зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

ЧЕРНЫЙ КОНВЕРТ

Я летел к месту ЧП через несколько часов. Летел, не зная ни обстоятельств драмы, ни фамилии убитой бортпроводницы. Все предстояло узнать на месте.

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь — хотя бы вкратце — изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, ее мужестве и ее героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом, прежде всего, людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо мое поколение помнит и знает эту историю, а главное — Надю Курченко — и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолет носят ее имя.

…После взлета, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в свое рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку «боржоми» и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших ее в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.

Безусловно, у Нади было замечательное настроение — утверждали все, кто видел ее в последние минуты ее чистой, счастливой жизни.

Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:

— Передай срочно командиру, — и протянул ей какой-то конверт.

«НАПАДЕНИЕ! ОН ВООРУЖЕН!»

Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения — дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на ее лице — скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу ее отсека, только что ею закрытую.

— Сюда нельзя! — закричала она.

Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.

Надя закричала снова:

— Вернитесь на свое место. Сюда нельзя!

Но он достал оружие — нервы сгорели дотла. Надя не знала его намерений. Но понимала: он абсолютно опасен. Опасен для экипажа, опасен для пассажиров.

Она ясно увидела револьвер.

Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:

— Нападение! Он вооружен!

И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал ее слова — без сомнения.

Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!

Трабзон. Освобожденные пассажиры рейса 244 плачут от счастья.

СХВАТКА НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ

Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог… Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить ее с ног. Упершись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.

Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем — вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.

Пассажиры были еще с ремнями — ведь табло не гасло, самолет только набирал высоту.

Молодчик распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты — они были привязаны к поясу.

«Это для вас! — закричал он. — Если кто-нибудь еще встанет, расколем самолет!»

В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит — а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном — выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясенных пассажиров.

— Ни с места! — заорал он. — Не двигаться!

Пилоты с еще большей резкостью стали бросать самолет из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет. Разгерметизация воздушному судну еще не угрожала — высота была незначительной.

В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты — они были привязаны к поясу.

— Это для вас! — закричал он. — Если кто-нибудь еще встанет — расколем самолет!

Было очевидно, что это не пустая угроза — в случае провала им терять было нечего.

Между тем, несмотря на эволюции самолета, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолет.

Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним — его выродок с обрезом.

— В Турцию! В Турцию! Вернетесь к советскому берегу — взорвем самолет!

42 ПУЛИ ПО ЭКИПАЖУ

Очередная пуля пробила спину командира — Григория Чахракия. Чтобы сохранить в организме хотя бы немного крови, чтобы не потерять сознания и не выронить из рук штурвал, Григорий изо всех сил прижался к спинке командирского кресла. Следующий выстрел — пуля парализует правую руку штурмана Валерия Фадеева и попадает в грудь. В руке — микрофон связи, Фадеев теряет сознание, разжать его руку с микрофоном не может никто — каждый из членов экипажа уже ранен, Надя мертва.

Выхода нет: самолет не должен упасть в море — в салоне 46 пассажиров, есть дети. Второй пилот видит: командир все же теряет сознание. Шавидзе берет управление на себя — ведет машину, как в кошмарном сне: в залитой кровью друзей кабине, среди орущих преступников, под угрозой обреза и револьвера, под угрозой гранат.

Когда в сером сне реальности показывается прибрежный турецкий аэродром, он выпускает в небо аварийные ракеты. И самолет, пробитый сорока двумя пулями, припадает к чужой жесткой земле…

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

ПОКА ЖИВА НАДЕЖДА…

За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена боевым орденом Красного Знамени , именем Нади был назван пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее. Но следует сказать, видимо, и о другом.

Масштабы государственных, общественных действий, связанных с беспрецедентным событием, были огромны. Члены Государственной комиссии, МИД СССР вели переговоры с турецкими властями несколько суток подряд без единого перерыва.

Следовало: выделить воздушный коридор для возвращения угнанного самолета; воздушный коридор для переправки из больниц Трабзона раненых членов экипажа и тех пассажиров, которые нуждались в срочной медицинской помощи; конечно, и тех, кто не пострадал физически, но оказался на чужбине не по своей воле; требовался воздушный коридор для пролета спецрейса из Трабзона в Сухуми с телом Нади. В Сухуми уже летела из Удмуртии ее мать.

Забот было много. Но все эти драматические действия не могли сгладить острую боль потери — Надя оставалась в центре любых разговоров огромной страны, теле- и радиопередач, газет.

В обсуждении вопроса похорон Нади принимал личное участие маршал авиации, министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев. Я дважды — в силу обстоятельств — разговаривал по телефону с министром, который выслушивал пожелания, советы, просьбы встретить в Сухуми мать Нади, определиться с местом похорон, другими действиями. Могло бы быть нечто подобное в наши суетные дни — забота министра сверхдержавы о судьбе убитой бортпроводницы крошечного заштатного рейса?

Нет. Не могло. Я, во всяком случае, в это не верю.

В «Комсомолку», где я тогда работал (и был первым и единственным журналистом из Москвы на месте трагедии), только в первые две недели после даже искореженных цензурой репортажей пришло свыше 12 тысяч писем и телеграмм от потрясенных читателей, оплакивавших Надю и восхищавшихся ее мужеством!

Была такая страна. И были такие люди. Возможно ли это сегодня?

В день похорон Нади над ее заваленном цветами гробом и над головами тысяч людей, идущих за ее гробом по улицам города, все самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями, демонстрируя дань уважения своей защитнице, своей юной сослуживице, своей героине. В каждом из этих самолетов бортпроводницы со слезами на глазах говорили своим пассажирам:

— Посмотрите вниз, пока виден город. Это люди прощаются с нашей подругой. С нашей Надей.

Вы верите, что мы все те же?

…Мать Нади, Генриетта Ивановна, с которой я стоял у гроба Нади и которая сухо и безжизненно повторяла, глядя на поразительно красивое лицо дочери: «Теперь ты у меня не смеешься, ты у меня серьезная», передала мне записки, блокноты, бумаги Нади. Среди них я нашел фразу ученицы 9-го класса Надежды Курченко:

«Хочу быть достойной дочерью Родины и готова отдать за это жизнь, если это потребуется».

Вот в эти привычные для слуха слова, но написанные рукой и сердцем Нади, я верю абсолютно.

РАСПЛАТА

Бандиты сами наказали себя

Террористами оказались 46-летний литовец Пранас Бразинскас (на фото справа), бывший завмаг из Вильнюса, и его 13-летний сын Альгирдас (слева). Турецкие власти отказались выдать преступников СССР и сами осудили их. Старший получил восемь лет, младший — два. Через некоторое время обоих освободили по амнистии, и бандиты перебрались в Венесуэлу, а оттуда в США: сошли в Нью-Йорке с самолета, направлявшегося в Канаду. Литовская диаспора добилась разрешения оставить их в стране.

Поселились Бразинскасы в калифорнийской Санта-Монике. В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

«Звездочка моя ясная, как ты от меня далека…»

Народ посвятил подвигу Надежды Курченко песню, написанную совсем по другому поводу…

1973 год. Советский Союз голубем облетела баллада «Звездочка моя ясная». Ни у кого не вызывало сомнений: песня посвящена юной стюардессе, навсегда оставшейся в небе. Убитой за три недели до свадьбы. И исполняется от имени ее жениха. Грустная история по сей день тиражируется в Интернете. Однако это всего лишь красивая легенда…

Композитор Владимир Семенов:

«Эту песню многие пели и поют. Но мне кажется, самым лучшим ее исполнителем был и остается Саша Лосев…»

Солист студенческого самодеятельного ансамбля, победитель районного конкурса, где главный приз — запись собственной пластинки на фирме «Мелодия»…

Трагический ореол, который обрела песня, спустя 22 года черным облаком накрыл и ее первого исполнителя. Незадолго до своего ухода Лосев признавался, что прежде он пел «Звездочка моя ясная» с одним подтекстом, теперь — в память о своем рано умершем сыне. И подводил печальный итог:

«Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни».

Главной песней «Звездочка» стала и в жизни композитора Владимира Семенова. Ему было уже 35 лет. За плечами Астрахань, автомобильно-дорожный техникум, самодельная электрогитара и сотни километров на раздрызганном автобусе, колесившем с концертными бригадами астраханской филармонии…

«Конечно, я помню историю с захватом самолета, тогда очень много писали о подвиге Нади, — рассказывает Семенов. — Но, признаться, ни о чем таком не думал, когда достал с магазинной полки маленький сборничек стихов вологодской поэтессы Ольги Фокиной. Буквально 12-13 страничек, напечатанных на тонкой газетной бумаге. Я начал их листать и вдруг наткнулся на слова «Песни у людей разные, а моя одна на века». Что-то меня зацепило в этих строчках».

Родилась песня, которую Семенов показал своему другу, композитору Сергею Дьячкову. Тот и привел Семенова к Стасу Намину, руководившему вокально-инструментальным ансамблем. Записали маленькую пластинку, сложившуюся из трех композиций — песни Оскара Фельцмана «Есть глаза у цветов», песни Сергея Дьячкова «Не надо» и баллады Владимира Семенова «Звездочка моя ясная». Разлетелась она по стране тиражом почти в 7 миллионов экземпляров!

«После всех нервотрепок — репетиций, записей — я с женой поехал отдохнуть в Сочи, — вспоминает сегодня композитор Владимир Семенов. — Лежу на песочке и вдруг слышу что-то знакомое — где-то вдалеке проплывает теплоход, огромный, интуристовский, и оттуда доносится голос Саши Лосева:

«Песни у людей разные, а моя одна на века!»

Вологодская поэтесса Ольга Фокина написала эти строчки за несколько лет до трагедии на борту Ан-24. Строчки о своем, очень личном. Ее знаменитый земляк, писатель Федор Абрамов говорил, что Ольга

«очень близка к жизни, у нее всегда в стихах не выдумка, не буквы, не слова — стихи порождены самой жизнью… они пленяют, очаровывают тебя искренностью, чистотой и непосредственностью чувств».