Балаклава история названия. История балаклавы. Достопримечательности Балаклавы – фото с описанием

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

История которого насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Несмотря на то что это небольшой городок, множество людей во всем мире его знают. Этим именем названы улицы и станции метро в Европе и Америке. Эта земля хранит тайны цивилизаций, и много раз именно на ней решались судьбы целых народов. Каждая из народностей, проживающих на этой земле, оставила на ней свой след. Генуэзцы — крепость Чембало, турки — название бухты, англичане — набережную и здания.

Именно этот поселок описывал Гомер в своей Одиссее как место проживания листригонов, мифических великанов. Описание бухты как никакое другое подходит к поселку Балаклава (Крым). Многие мифы Древней Греции рождались именно здесь. Римские легионеры и татарские кочевники сумели оставить свой след в генотипе местных жителей. А героический подвиг советских солдат прославил и навсегда оставил Балаклаву и Севастополь в памяти потомков. Свое настоящее название, которое переводится как Балык-Юве («рыбье гнездо»), Балаклава (Крым) получила в 1475 году, когда его захватили турки.

Незаметная для врагов с моря и полная рыбы гавань — это благодатное место люди оценили сразу. Балаклава на карте Крыма представляет собой длинную и глубокую бухту. Окруженная скалами, с древних времен она привлекала человека как удобное место для жизни. В лесах водилась дичь, горные ручьи давали родниковую воду. Первыми жителями этой местности, оставившими свой след в истории, были воинственные тавры, потом она перешла к грекам. В 14-м веке хозяевами стали генуэзцы, построившие крепость Чембало в 1357 году. И по настоящее время, прекрасно сохранившаяся, она служит визитной карточкой города Балаклава (Крым).

Крепость Чембало

Крепость имеет форму четырехугольника — с трех сторон неприступные стены, с четвертой — отвесный обрыв. Документально известно, что во время разрушительного землетрясения 1927 года в Крыму, когда рушились целые скалы, со стен Чембало не откололся ни один камень. Самый большой урон она получила во время Великой Отечественной войны.

Сегодня совершить прогулку на Крепостную гору можно, поднявшись с набережной Назукина по лестнице. Смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на всю бухту, заставит остановиться и зафиксировать памятные места поселка (Крым) Балаклава. Фото получатся просто замечательные. Если вы решите подняться к следующим башням, придется преодолеть достаточно крутые подъемы. Но зато очень хорошо можно представить, как 700 лет назад по такой дороге поднимались защитники крепости.

В настоящее время -это филиал заповедника «Херсонес Таврический». На всей территории ведутся сейчас раскопки. Благодаря им выяснилось, что изначально это был двухуровневый город: в нижнем проживали люди, верхний был административный. В верхнем городе, Святого Николая, в квадратной 15-метровой башне, был замок консула, храм и ратуша. Сюда был даже проведен водопровод с соседней горы. В нижнем городе, кроме домов с жителями, были лавки торговцев, мастерские и корабельная верфь. Город был хорошо защищен: кроме высоких стен, вход в бухту преграждала огромная цепь, натянутая между башнями.

Когда крепость захватили турки, ее стали использовать как военный гарнизон и тюрьму, где содержали неугодных крымских ханов. После присоединения Крыма к России крепость уже не использовалась. Во время Крымской и Великой Отечественной войн стены послужили оборонительными сооружениями.

Набережная в Балаклаве

В Крымской войне Балаклава стала английской военной базой, а саму набережную построили англичане. Они проложили первую в Крыму железную дорогу, телеграф. Тогда-то и стали называть гавань «Маленьким Лондоном». До революции набережная так и называлась — Английская. Во времена царской России на ней строили свои дачи богатые аристократы, в частности князья Юсупов и Гагарин. Некоторые из построек сохранились до сих пор.

Самая древняя крепость

В поселке Балаклава (Крым), на улице Рубцова, 43, находится средневековая церковь 12 апостолов, древнейшая в Крыму. Об этом свидетельствует табличка, найденная в период реконструкции. На ней стоит дата начала постройки - 1357 год. Храм величественный и простой одновременно - украшением служат одни лишь колонны.

Музей подводных лодок

Наверное, самой интересной достопримечательностью является Музей подводных лодок (секретный объект № 825), расположенный на улице Мраморной, 1. Как музей он начал свою работу не так давно - в 1995 году. С 1950 года закрытой для посещений даже была Балаклава. Украина полностью засекретила эту бухту во время холодной войны. Информация была доступна только высшему руководству государства. Это был важнейший стратегический объект "Балаклава (Крым)". Украина на карте несколько десятилетий просто не показывала этот поселок в качестве населенного пункта.

Это величественное сооружение: в прорубленной и забетонированной насквозь скале выстроен комплекс, не имеющий аналогов в мире: арсеналы с оружием, цеха, шлюзовые камеры. До этого это был единственный подземный док по ремонту субмарин и одновременно бомбоубежище для всей Балаклавы на случай третьей мировой войны. Метровой толщины стальные двери должны были выдержать удар ядерной бомбы. Здесь могли укрыться с экипажами 9 (!) подводных лодок и мирное население численностью около 3 тысяч человек.

Субмарины попадали вовнутрь через гору Таврос, в которой были вырублены тоннели, цеха и арсенал оружия. Сейчас музей предлагает на выбор пешеходную экскурсию и прогулку на лодке. Причем каждая интересна по-своему, а значит, посетить музей придется минимум два раза.

Еще одна мелочь: по сравнению с палящим севастопольским солнцем, внутри температура всего 10-12 градусов. Поэтому, посещая музей с детьми, обязательно возьмите с собой теплые вещи. Отдельно можно посмотреть выставку Шереметьевых, посвященную Крымской войне.

Бочка смерти

На южном берегу Балаклавы, на горе Аскети, был построен форт. Укрепленные рвы, казематы и орудийные платформы, вырубленные в скале, сохранились не очень хорошо, а вот пункт наблюдения за морским побережьем, именуемый «Бочка смерти», до сих пор является местом посещения туристов. Железный цилиндр, закрепленный над обрывом на высоте 360 метров, приводит в трепет. Раньше таких пунктов было два, но второй обвалился в море. По легенде, именно в них казнили красных комиссаров, отсюда и страшное название. Насколько правдива легенда, неизвестно, но на стенах действительно имеются следы пуль.

Урочище Аязьма

Горы на юг от Балаклавы очень живописные: сосновые деревья, кусты можжевельника, которым по несколько сотен лет, дикие фисташковые деревья, смешанные с целебным горным воздухом, настоянным на ароматах цветов и трав. Изумительно красиво здесь в мае, когда во все это цветущее великолепие добавляются яркие пионы. Скалистые обрывы и миниатюрные бухты тянутся вдоль всего побережья.

Балаклавские пляжи

Эта бухта предоставляет множество возможностей для летнего отдыха. Разнообразие пляжей, каждый из которых хорош по-своему, готова предложить вам Балаклава (Крым). Отдых вы запомните надолго, особенно те, кто приезжает сюда первый раз. В самой гавани находятся два пляжа - с левой и правой стороны. Слева - городской пляж с бетонными плитами, попасть на который не представляет особого труда основной массе отдыхающих. Недалеко конечная остановка рейсового автобуса.

На противоположном, правом берегу, расположен галечный пляж, оборудованный понтонами и кафе. Добираться туда сложнее: на машине или же длинном открытом автобусе.

Но многие предпочитают сесть на катер, корабль или яхту и, выйдя из бухты в открытое море, направиться на один из красивейших пляжей: Золотой, Серебряный, урочища Инжир, «Затерянный мир» или же «Яшмовый» на мысе Фиолент, иначе попасть на который можно, лишь преодолев 800 ступенек.

Множество рыб, совершенно не боящихся людей, чистейшая прозрачная вода и почти 100-процентная вероятность увидеть резвящихся дельфинов привлекают отдыхающих в поселок (Крым) Балаклава. Пляжи представляют собой просто рай для дайверов или начинающих ныряльщиков.

Мыс Фиолент

Неистовый, или Тигровый, мыс - самая западная точка поселка Балаклава (Крым). Украина на карте стратегических объектов тоже не обошла его своим вниманием. Военные части и заповедные места - здесь есть все. Многие нации по достоинству оценили эту замечательную территорию и претендуют на историческое название. По преданию, именно здесь Ифигения, жрица тавров, приносила в жертву иноземцев местным богам. Древние греки назвали это место «Божья страна» и построили легендарный храм Артемиды.

Первые христиане обитали в окрестных пещерах с незапамятных времен, а в 891 году основали Свято-Георгиевский монастырь, знаменитый по своему живописному местоположению и историческому значению. По легенде, греческие моряки потерпели крушение в этом районе, но были спасены от гибели Святым Георгием. Основав пещерную церковь, они заложили монастырь, который с реконструкциями сохранился до наших дней. Мимо него вниз спускается знаменитая лестница с 800 ступенями, и каждый отдыхающий может набрать святой воды в источнике на территории и отправиться дальше. По отзывам туристов, освященная вода необыкновенно вкусная. Как и тысячу лет назад, монастырь и сегодня помогает людям.

Фрегат «Черный принц»

Еще одна легенда, будоражащая умы многих поколений. В ноябре 1854 года в окрестностях поселка Балаклава (Крым) случился небывалый шторм, и те суда, которые не успели зайти в гавань, затонули. Среди них был и легендарный фрегат «Черный принц», перевозящий жалованье для всей английской армии. Сокровища не найдены до сих пор.

Шапка «Балаклава»

Знаменитая шерстяная маска на все лицо с прорезями для глаз, соединяющая в себе одновременно шапку и маску, тоже родом отсюда. Сейчас это непременный атрибут бойцов спецназа и экстремальных туристов. Ее придумали англичане во время Крымской войны, когда зима выдалась особо холодной. Этот предмет одежды оказался настолько удобным, что вот уже практически 200 лет не выходит из употребления. И хотя не все европейские жители смогут показать, где находится Балаклава на карте, название головного убора знают все.

Жителей мегаполисов можно встретить на набережной и в межсезонье — осенью и весной. Замечательные прогулки и посещение множества достопримечательностей подарит туристам море удовольствия. И даже не рассчитывайте за один день увидеть все. Несмотря на небольшой размер гавани, вам понадобится много времени, чтобы ознакомиться со всем, что может предложить гостям Балаклава. Украина взяла под опеку 46 памятников истории в поселке, из них 21 государственного значения.

Юго-западное побережье Крыма привлекает многими курортами. Но есть среди них особое и удивительное по красоте место – Балаклава, Крым.

Где находится?

Она одновременно и город, и район Севастополя. Расположение у Балаклавской бухты – самой глубокой и удобной на побережье, защищённой от штормов и непогоды, в окружении скал, определяет неповторимость этого курорта.

Как доехать?

Из Севастополя до Балаклавы расстояние всего 17 км, и добраться сюда можно на прямом рейсовом автобусе. Он курсирует несколько раз в день. Также можно выбрать маршрут до Севастополя. Автобусы отправляются каждые 30 минут.

На маршрутном транспорте нужно доехать до остановки «5-ый» километр и пересесть на маршрутный автобус «Севастополь - Балаклава». Дорога из Ялты в курортный поселок также предполагает заезд в Севастополь, а потом в Балаклаву. Карта маршрута:

Самое давнее описание бухты с узким проходом и острыми скалами по обеим её сторонам дал Гомер в «Одиссее». В своём труде «География» Страбон назвал её Сигнальная бухта.

Жившие здесь в I т. до н. э. тавры, использовали узкий и почти невидимый со стороны моря проход в бухту для своих целей. Они заманивали огнями плывущие корабли и затем их грабили. С этого времени известно название поселка как Palakia, что значило город царя Палака.

Выгодное географическое расположение гавани привлекло греков. «Сюмболон-лимне» или бухта Символов - так стали называть ее они.

После разгрома тавро-скифских войск в 60-х годах н. э. легионами под командованием Плавтия Сильвана на несколько столетий здесь обосновались римляне. Раскопки XX века открыли на одном из холмов остатки храма Юпитера. Одноэтажное здание с девятью комнатами, покрытое черепицей с эмблемами, предположительно казарму легионеров и разного достоинства монеты.

Больше исторических памятников сохранилось в Балаклаве от пребывания генуэзцев.

Средние века cвязаны с владычеством турок. В этот период поселение называлось Балык-Юв, что означало Рыбье Гнездо.

Кючюк-Кайнарджийский мирный договор принес освобождение от власти Османской империи и протекторат России. Удобная гавань становится главным местом базирования российского флота. А турецкое название поселка закрепилось и за бухтой. И постепенно превратилось в привычное - «Балаклава».

Как и когда появился курорт?

После разрушений, которые принесла Крымская война, город медленно восстанавливался. После того как в конце XIX в. императором Александром II была приобретена Ливадия, побережье Крыма на юго-западе становится популярным местом летнего отдыха русской аристократии. Для развития города много сделал К. Скирмунт. С его именем связан первый пансионат и первая грязелечебница.

Стали строиться гостиницы и дачи. Построенная в неогреческом стиле прямо из скалы, окруженная садами возвышалась дача графа М.Апраксина. В начале XX века появился гостевой домик дворян Юсуповых, а затем строятся дачи известных деятелей культуры. За короткое время их становится более сотни.

Две мировые войны не прошли бесследно для Балаклавы. Важное стратегическое положение привело к созданию накануне 1914 г. сухопутных укреплений. Это был «Северный» форт и «Южный». В советское время особенности бухты были использованы для создания подземной базы для подводных лодок – «Объект 825 ГТС». А также известный «Объект 820». Расположенный внутри скалы у западного побережья, этот объект стал местом хранения некоторых видов ядерного оружия. Все это привело к тому, что Балаклава долгое время была закрытой территорией. Сегодня здесь расположился «музей подводных лодок Балаклавы».

Отдых в Балаклаве

Последние годы открыли богатые возможности Балаклавы для отдыха и туризма. Старый город расположился на берегу залива, а современный все ближе подбирается к горам.

Комфортный отдых в курортном городе создает хорошо развитая инфраструктура и высокое качество сервисного обслуживания. Большой выбор квартир и комнат в частном секторе. Номер в гостинице или отеле лучше забронировать заранее. В стоимость проживания могут входить и комплексные обеды. Но при насыщенной экскурсионной программе отдыха многочисленные кафе, чебуречные и бары помогут восстановить силы и порадовать разнообразным меню. В основном все они расположены на набережной. В ресторанах «Капрал», «Избушка рыбака» и «Балаклава» гостям предложат блюда из рыбы, выловленной в тот же день. Разнообразен и интерьер этих ресторанов. Одни оформлены в виде трактира, другие в морской тематике. Можно выбрать верхнюю или нижнюю палубу с видом на бухту. Однако наибольшей популярностью у туристов обладают пляжи Балаклавы.

Какие здесь есть пляжи?

Начать пляжный отдых можно с морской прогулки, чтобы выбрать тот пляж, который больше понравится. Они расположены в двух направлениях. Севастопольское направление (направо от бухты) – это пляжи на мысе Фиолент. Южное направление (налево от бухты) - в районе мыса Айя. Все пляжи покрыты галькой, но чистейшее море с прозрачной водой, восхитительные виды на окрестности и условия, созданные для отдыха, скрасят этот маленький недостаток.

Еще одной особенностью пляжей Балаклавы есть то, что добраться до них можно только по морю или горным тропам. Самым популярным на мысе Фиолент считается Яшмовый пляж. Чтобы попасть сюда, надо будет преодолеть 800 ступеней каменной лестницы. Очень живописная дорога ведет на Серебряный пляж. Узкая извилистая горная тропа добавит дозу адреналина, романтики, поможет ощутить себя настоящим путешественником лучезарная Балаклава.

Погода в Балаклаве

Достопримечательности и экскурсии

Культурная часть отдыха в Балаклаве связана с историческим прошлым, прикоснуться к которому можно пройдясь по части сохранившегося древнего поселка.

Крепость Чембало

Заложена она была в 1343 году генуэзцами. Они умело использовали местоположение горы Кастрон в оборонительных целях. Неприступная со стороны моря и высокого обрыва, она была укреплена стеной со стороны суши. Крепость начиналась от набережной, где располагался порт, и окружала жилые кварталы ремесленников. Вершину горы венчала цитадель. Вокруг нее размещалось 8 башен, а внутри был консульский замок, церковь и таможня.




Храм Двенадцати Апостолов

Эта церковь также памятник далекого XIV века. Но во время героической обороны крепости периода Крымской войны она была разрушена и восстановлена только в 1875 г. После запустения в советское время вновь восстановлена и на сегодняшний день это подворье Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.




Природные достопримечательности

Впечатление от Балаклавы будет неполным без морской прогулки на яхте. Трехчасовой маршрут проходит вдоль величественных скальных обрывов, вдоль прибрежных гротов и пещер мыса Ай-я, диких пляжей, природного заповедника «Затерянный мир». Уголком нетронутой человеком природы предстает мыс Фиолент, демонстрируя все оттенки леса, оправдывая значение своего названия - Тигровый мыс.

Балаклава – уникальный курорт. Особенности климата позволяют прекрасно провести время не только летом, но и в другое время года. Необычная природа, особая атмосфера морского побережья, край истории и легенд достоин того, чтобы сохраниться в памяти надолго.



Балаклава (Крым) в фото






Небольшой курортный городок Балаклава, находящийся около Севастополя, имеет длинную богатую историю и может похвастаться архитектурными памятниками разных периодов. Его уникальное расположение издревле притягивало переселенцев, которые могли надежно спрятать свои суда в имеющей причудливую и извилистую форму бухте.

Прежде всего, туристы идут посмотреть на средневековую генуэзскую крепость Чембало, некогда бывшую мощным бастионом и защищавшую весь участок побережья. Потом отправляются на морскую прогулку по бухте или добираются на водном транспорте на один из окрестных пляжей. Третьим пунктом числится посещение памятных мест, среди которых – памятники, храмы, военные объекты советского времени и музеи.

Квартиры и отели по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Балаклаве?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

1. Балаклавская бухта

Балаклавская или как часто ее называют – «Секретная бухта» образовалась в результате тектонического разлома. Он врезается вглубь побережья на 1,5 км, расширяясь и сужаясь в разных местах (ширина самого узкого прохода – около 50 метров). Из-за такой формы залив практически не виден со стороны Черного моря, что в прошлом являлось очень удобным для прятавшихся в бухте кораблей.

2. Крепость Чембало

Ансамбль сооружений на Крепостной горе, построенный во времена Генуэзской республики в XIV–XVIII веках. Раньше за кольцом стен находился целый город, надежно укрепленный и охранявшийся гарнизоном. Во второй половине XV столетия Чембало захватили турки, а в XVIII веке на ее территории размещались военные части Российской империи. В последующие годы комплекс постепенно приходил в упадок, пока от него не остались одни руины.

3. Объект 825ГТС

Секретная база времен холодной войны, которая предназначалась для стоянки и ремонта атомных подводных лодок, а также для хранения боеприпасов. В 1993 году объект был закрыт и в следующие 10 лет он был фактически разрушен и разграблен, так как его конструкции содержали редкие цветные металлы. В 2000-х годах на территории бывшей базы был создан музей, посвященный истории Балаклавы и вехам развития подводного и надводного флотов с выставкой антикварного вооружения.

4. Набережная Назукина

Прогулочная набережная Балаклавы, где находятся дайвинг-центр, яхт-клуб, кинотеатр, рестораны, бары и причалы для морских судов. С берега открывается вид на Балаклавскую бухту и на гору с руинами крепости Чембало. Вдоль набережной расположены дома конца XIX – начала XX столетий – бывшие частные дачи и гостиницы. Отсюда можно отправиться на морскую прогулку по заливу.

5. Музей истории Балаклавы

Здание музея находится на набережной Назукина. Посетителям предлагают не только осмотр экспозиции с экскурсией, но и прогулки по бухте с выходом в море, дегустацию блюд местной кухни, а также уличный маршрут, включающий посещение крепости Чембало. Постоянная коллекция музея посвящена истории Балаклавы в период Крымской войны. Посещение учреждения возможно в составе экскурсионной группы.

6. Памятник Лесе Украинке

Писательница Леся Украинка была в Балаклаве дважды – в ранней юности с родителями и в более зрелом возрасте с мужем. В последний визит супруги прожили в городе два месяца в доме на набережной Назукина. В 2004 году в честь поэтессы на центральной площади был установлен памятник. Он выполнен в виде полуфигуры, укрепленной на постаменте (изначально скульптор планировал изваять бюст, но в процессе работы сильно увлекся).

7. Памятник Куприну

А. И. Куприн жил в Балаклаве в 1904 – 1906 годах, где его застала Первая русская революция. Писатель был настолько потрясен происходящим, что написал очерк «События в Севастополе», опубликованный в петербургской газете. Из-за этого материала он был вынужден покинуть Балаклаву. Памятник в его честь украсил городскую набережную в 2009 году. Скульптура изображает писателя, прислонившегося к ограде и задумчиво глядящего вдаль.

8. Южный и Северный форты

Оборонительные сооружения начала XX века, которые возводились для защиты Севастопольской крепости с южной стороны. Укрепления представляют собой систему вырубленных в скале рвов, дорог, инженерных сетей и бетонных конструкций, где можно было надежно укрыться и хранить боеприпасы. Планировалась также установка артиллерийских орудий, но из-за Октябрьской революции работы остановились.

9. Бочка смерти

На территории Южного форта находится весьма странный объект – железная «бочка», подвешенная над пропастью. В свое время она играла роль наблюдательного пункта и была оборудована оптическими приборами. В 1960-х годах распространилась легенда, будто с этой конструкции немцы сбрасывали в море военнопленных во время Великой Отечественной войны, поэтому ее стали называть «бочка смерти».

10. Объект 100

Секретная подземная батарея 1950-х годов, которая предназначалась для поражения морских целей. После распада СССР все конструкции, содержащие цветной металл, были демонтированы, а сам объект – законсервирован. Он вызывал интерес лишь у любителей побродить по заброшенным бетонным лабиринтам. В 2016 году появилось сообщение о том, что военные собираются восстановить комплекс, так что дальнейшая его судьба неизвестна.

11. 19-я орудийная батарея

Строительство батареи началось в 1914 году при царе, но окончание работ пришлось уже на советский период. Она была оснащена мощным оружием, которое должно было поражать корабли противника с расстояния в 20 км, но в 1941 году батарея не смогла защитить Севастополь от немецкой армии. После 1991 года надобность в ней отпала. Сегодня от объекта сохранился только бетонный остов, так как все металлические конструкции вывезли.

12. Чоргуньский мост-акведук

Акведук является частью водопроводной системы середины XIX века. Он построен в подражание античному стилю из инкерманского камня и сегодня выглядит так, будто его действительно возводили древние римляне. Водопроводу не суждено было долго просуществовать – он был разрушен во время Крымской войны. После окончания боевых действий его решили не восстанавливать. Чоргуньский мост-акведук – наиболее хорошо сохранившаяся часть системы.

13. Кадыковский карьер

Раньше в карьере добывали известняк. После того, как запасы породы были исчерпаны, котлован забросили и постепенно он наполнился водой. Со стороны он смотрится как кратер потухшего вулкана с озером на дне и ступенчатыми стенами из красной породы. Спуститься вниз можно по спиральной дороге, однако нужно двигаться очень аккуратно, так как время от времени зыбкие склоны обрушиваются.

14. Храм Двенадцати Апостолов

Изначально церковь построили генуэзцы в середине XIV века, но это здание до нас не дошло. То, что сегодня могут видеть туристы, – сооружение 1794 года, реконструированное в 1875 году после Крымской войны. До середины XX века храм использовался по назначению, в 1990-х его повторно освятили. Внутри хранятся мощи Василия Блаженного и Сергия Радонежского. В архитектурном плане здание представляет собой крестово-купольную конструкцию из известняка, оформленную колоннами дорического ордена.

15. Георгиевский монастырь

Православный монастырь, расположенный рядом с мысом Фиолент на берегу Черного моря. Согласно легенде, он был основан в IX веке греческими мореплавателями-переселенцами, которых у берегов Крыма постигла внезапная буря, но благодаря молитвам св. Георгию им удалось выжить. Первое письменное свидетельство о существовании обители относится к XVI веку. Монастырь процветал и в Средневековье, и во времена Крымского ханства, но в советскую эпоху серьезно пострадал. Повторное открытие произошло в 1994 году.

16. Георгиевская скала и Яшмовый пляж

Георгиевская скала представляет собой небольшой утес в море, расположенный на удалении 140 метров от берега. Именно на этой скале терпящим бедствие греческим морякам явился св. Георгий. В конце XIX века на камне установили мраморный крест, который в советское время убрали (новый поставили в 1991 году). Скала хорошо видна с Яшмового пляжа – одной из лучших зон для купания в Крыму. Это место отличается живописными пейзажами и чистой водой.

17. Пляж Васили

Пляж расположен рядом с Васильевской балкой. Его территория со всех сторон огорожена почти отвесными скалами 150 метров в высоту. Васили считается одним из лучших участков побережья в окрестностях Севастополя, предназначенных для купания. Он отличается чистой водой и завораживающими видами. Для удобства туристов организована кое-какая инфраструктура – имеются навесы и шезлонги.

18. Серебряный и Золотой пляжи

Серебряный или Ближний пляж находится в 15 минутах езды от Балаклавы на морском транспорте. Если добираться туда пешком, то нужно преодолеть 4 км по гористой местности. До Золотого пляжа придется плыть 25–30 минут или пройтись пешком 6 км. Оба участка побережья очень живописны, и купаться там сплошное удовольствие. Чтобы попасть на пляжи, нужно сесть на катер на набережной Назукина.

19. Мыс Фиолент

Сегодня мыс Фиолент входит в городскую черту Севастополя, а когда-то это было не тронутое человеком место, где можно было найти уединение. Эта местность считается одной из самых красивых в Западном Крыму, хотя хаотичная застройка слегка портит вид и не дает полностью насладиться беспокойной морской гладью и очарованием отвесных скал, протянувшихся на многие километры по обе стороны.

20. Мыс Айя

Мыс Айя находится на территории одноименного ландшафтного заказника, в котором произрастают редкие виды растений и живут занесенные в Красную книгу звери. Климат в этом природном уголке схож со средиземноморским. От мыса тянется урочище Аязьма, наверху находится гигантская воронка, заполненная разноцветными валунами, у основания – небольшие гроты с водой цвета лазурита.

Дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера "Одиссея", в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:

"В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают
Скалы с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов"
Как сходятся историки - это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.

Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Бадаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды.
Первое греческое название Балаклавы - Сюмболон Лимен, что означает "Бухта предзнаменования".
Следующее название, которое встречается в истории - это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского - "Рыбье гнездо" и "Рыбная погода".

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.
В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.


В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.


В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников.
В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км.
На протяжении всего периода нахождения англичан , в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.

Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
Восстановление города полностью завершилось в 1871 году, город становится одним из популярных курортов русской аристократии.

В 1887 в городе была открыта первая гостинца "Гранд Отель" и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в "Долине смерти".


В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - , одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. .

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.

В 2014 году вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Балаклава на карте Крыма