Жертвы катастрофы над синаем. Над синаем разбился российский самолет. Кто летает в Египет

Два года назад, 31 октября 2015 года, над Синайским полуостровом (Египет) потерпел крушение самолет А-321. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. 25 из них – дети.

В момент трагедии рейсом 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург летели 48 человек из Ленобласти, в том числе четверо детей. Это жители поселков Советский, Гостилицы, Романовка, жители Шлиссельбурга, Всеволожска, Гатчины, Выборга, Соснового бора, Сланцев, Волхова.

Пропал с экранов радаров

В 7:14 самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург, спустя 20 минут после взлета пропал с экранов радаров. На борту 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Из них четверо украинцев, один белорус, все остальные — россияне.

В 7:14 под Ларнакой, по предварительным данным, с самолетом пропала связь, и отметка воздушного судна исчезла с экранов радиолокаторов.

Росавиация



Катастрофа

Спустя пару часов власти Египта подтвердили крушение российского самолета в центральной части Синая.

Лайнер был полностью разрушен, его обломки разбросаны на площади 13 километров. На место крушения прибыли 40 машин скорой помощи для эвакуации жертв катастрофы.

Со слов спасателей, шансы найти выживших крайне малы.


Погибли все

Агентство Рейтер информировало о четырех выживших. Надежда быстро угасла — приходят официальные данные. Погибли все.

Самой маленькой жертвой по возрасту, но не по значению стала 10-месячная Дарина Громова из Гатчины. Ее фотография на фоне лайнеров, которую мама девочки сделала перед отправкой на египетский курорт, станет символом синайской трагедии.

Ребенок смотрит на самолеты, стоящие на земле. Подпись под снимком — «Главный пассажир».

Отец и мать Дарины также были на борту А-321 и погибли вместе с ней.

Горе и сплочение

Трагедия не оставила равнодушной никого. В Пулково и к Александровской колонне люди несли цветы, письма с соболезнованиями и детские игрушки. Их так много, что позднее потребуются сотни рабочих, чтобы убрать все стихийные мемориалы.

В небо на Дворцовой площади выпустили сотни воздушных шаров в память о погибших.

О причинах катастрофы

Вскоре после трагедии стали появлятся различные версии произошедшего.


- Ошибка пилота

Экипажем командовал 48-летний Валерий Немов, на счету которого свыше 12 тысяч часов полетов, из них более 3860 — на Airbus A321. Самолет управлялся опытными и высококвалифицированными пилотами. Версия ошибки летчика была исключена.


- Техническая неисправность

Перед вылетом лайнер прошел техническое обслуживание. Неисправностей не выявлено.


- Теракт

Глава ФСБ России Александр Бортников выдвигает первую официальную версию — катастрофа произошла в результате теракта.

Сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета были обнаружены следы взрывчатого вещества.

Позднее российская сторона объявит вознаграждение в размере $50 млн за сведения о террористах.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Владимир Путин

Кто был заказчиком страшного преступления до сих пор неясно. Исполнители не найдены. По самой распространенной версии за терактом стоит синайское подразделение «Исламского государства» (*террористическая организация, запрещенная в России).


Путин: остановить перелеты в Египет до «налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения»

В ноябре 2015 года российские власти полностью перекрыли авиасообщение с Египтом. Оставшихся в арабской стране туристов вывезли по окончанию их путевок. На борт самолета разрешалось брать только ручную кладь, багаж пассажиров был вывезен спецрейсами МЧС.

Также авиасообщение с Египтом прервали Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия и ряд немецких авиакомпаний.


«Когалымавиа»

Весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы авиакомпании, несмотря на то, что ее причастность к трагическому происшествию доказана не была.

Родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем подали коллективный иск к туроператору авиакомпании «Когалымавиа» на сумму € 1,4 млрд.

Память о прерванном полете

Накануне второй годовщины трагедии, 28 октября, на Серафимовском кладбище в Петербурге открыли памятник жертвам катастрофы.

Монумент получил название «Сложенные крылья». На одном — номер рейса, на другом — дата катастрофы. Перед ними саркофаг с запиской: «Членам экипажа и пассажирам рейса 7К9268, погибшим от рук террористов 31 октября 2015 года в небе над Синаем (Египет)».

Тем временем сегодня, 31 октября, на Румболовской Горе во Всеволожском районе Ленобласти открылся «Сад памяти» жертвам теракта. Мемориал представляет собой коридор из металлических плит, на которых высечены имена всех погибших.

Монумент обступают краснолистные клены. 25 елей высажены отдельно, они символизируют память о погибших детях.

ФСБ России квалифицирует случившееся как теракт, расследование продолжается до сих пор. Авиасообщение между Россией и Египетом после катастрофы было прекращено и не возобновилось по сей день.

Сегодняшняя катастрофа в Египте стала самой крупной по количеству жертв в истории современной России. Напомним о других серьёзных потерях в ЧП с российскими самолётами:

170 человек class="_">(160 пассажиров и 10 членов экипажа) погибли 22 августа 2006 года в авиакатастрофе под посёлком Сухая Балка (Донецкая область, Украина). Самолет Ту-154 авиакомпании "Пулково" выполнял рейс Анапа – Санкт-Петербург. Причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа в сложных метеоусловиях, в результате чего самолёт свалился в плоский штопор.

145 человек class="_"> (136 пассажиров, 9 членов экипажа) погибли 3 июля 2001 года при заходе Ту-154 на посадку в аэропорту Иркутска. Самолёт авиакомпании "Владивосток-Авиа" выполнял рейс Владивосток – Иркутск – Екатеринбург. Причиной катастрофы были признаны ошибочные действия экипажа.

141 человек class="_">, включая 11 членов экипажа, погибли 29 августа 1996 года при крушении Ту-154М авиакомпании "Внуковские авиалинии", выполнявшего рейс по маршруту Москва – Лонгйир (Шпицберген). При заходе на посадку самолёт врезался в гору Опера в 14,2 км от аэропорта. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа.

125 человек class="_">(116 пассажиров, 9 членов экипажа и 1 человек на земле) погибли 3 января 1994 года под Иркутском в результате авиакатастрофы Ту-154М авиакомпании "Байкал", совершавшего рейс в Москву. Через 3,5 минуты после взлёта у него загорелся один из двигателей. Пилоты развернули лайнер обратно на Иркутск, но он потерял управление и рухнул на молочную ферму. Причиной катастрофы были названы технические неполадки.

125 человек class="_"> (120 пассажиров, 5 членов экипажа) погибли в ночь на 9 июля 2006 года при посадке в Иркутске Airbus А310 авиакомпании "Сибирь", следовавшего из Москвы. Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, врезался в расположенные неподалёку гаражи и взорвался. Причиной стали ошибочные действия экипажа.

52 человека class="_"> (46 пассажиров, 6 членов экипажа) погибли 17 ноября 2013 года в международной аэропорту Казани. Boeing-737-500 выполнял рейс по маршруту Москва – Казань. Лайнер разбился при заходе на посадку. В числе погибших сын президента Татарстана, глава УФСБ Татарстана и семья известного спортивного комментатора Романа Скворцова.

44 человека class="_"> (36 пассажиров, 8 членов экипажа) погибли 7 сентября 2011 года. Авиалайнер Як-42 перевозил хоккейную команду "Локомотив" из Ярославля в Минск. Во время разбега самолёт выкатился за пределы ВПП, взлёт он произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд: лайнер набрал высоту не более 5–6 метров, затем столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонки и взорвался. Часть обломков и хвост упали в реку.

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.

Сегодня, 31 октября 2017-го, исполняется ровно два года со дня авиакатастрофы, которая произошла в небе над Синаем. Самолет Airbus компании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров через 23 минуты после взлета. На борту лайнера находились 224 человека, подавляющее большинство - российские граждане. Все они погибли. Эта катастрофа стала самой массовой по количеству погибших за всю историю России. ФСБ России квалифицировала случившееся как теракт. Позднее к такому выводу пришли и власти Египта. Между тем спустя два года до сих пор остается неясным, кто были исполнители и заказчики этого жуткого преступления.

Хроника трагедии

16 ноября 2001 года с самолетом произошел один неприятный инцидент. Воздушное судно совершало рейс ME 306 по маршруту Бейрут - Каир. При заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли нос самолета, после чего хвост опустился и сильно ударился о землю. Никто из летевших тогда 88 человек не пострадал. Лайнер отремонтировали, и он продолжил полеты. Накануне вылета 31 октября 2015 года самолет прошел полное техническое обслуживание, вопросов к состоянию судна не возникло.

Так как Египет считается одним из самых популярных направлений у туристов, к расследованию причин трагедии Airbus A321-231 приступили сразу несколько стран мира - Россия, Египет, Франция, Германия, а также власти Ирландии и США. При этом общее руководство осуществляли следователи из Египта, так как инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны.

1 ноября 2015-го удалось расшифровать обнаруженные ранее «черные ящики» со злополучного самолета. В этот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

ФСБ: На борту Airbus взорвалась бомба

16 ноября глава ФСБ РФ , что трагедия случилась в результате террористического акта. По его словам, на борту лайнера сработало самодельное взрывное устройство, чья мощностью составила до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета и вещах пассажиров специалисты нашли следы взрывчатого вещества. 17 ноября российские власти попросили помощи у международного сообщества в установлении лиц, причастных к теракту. За ценную информацию об было обещано вознаграждение 50 млн.

Что касается следователей из Египта, то они достаточно долго признавать, что причиной авиакатастрофы был теракт. Это произошло только в начале 2016 года.

Отказ от аваисообщения с Египтом

Между тем произошедшее привело к тому, что уже в ноябре 2015-го российские власти решили на неопределенный срок отказаться от авиасообщения с Каиром до того момента, пока ситуация в сфере авиабезопасности в Стране пирамид не будет нормализована. Оставшихся на тот момент российских туристов из Египта вывезли по факту окончания туристских путевок, однако на борт лайнеров разрешалось брать только ручную кладь - багаж доставляли отдельно авиацией МЧС.

Авиасообщение с Египтом также прервали Великобритания и Германия, при этом власти Бельгии, Франции и Нидерландов предупредили граждан о нежелательности полетов на курорт Шарм-эш-Шейх.

Потерпевшие по делу о катастрофе решили подать коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории. Весной 2016 года Росавиация решила запретить внутренние и международные рейсы «Когалымавиа».

Кто причастен к трагедии

В ходе расследования этого дела сначала наиболее громко звучала версия о том, что за терактом стоит - местное подразделение запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство». Вскоре после случившегося члены этой группировки заявили о себе, взяв ответственность за преступление.

Однако звучали и другие версии. Многие эксперты полагали, что к теракту причастна прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис», также присягнувшая на верность ИГ. О ней же сообщила американская разведка.

Как бы то ни было, но авиакатастрофа российского пассажирского самолета под Синаем привела к тому, что силы ВКС РФ стали интенсивнее наносить удары по позициям боевиков и вооруженной оппозиции в Сирии. К налетам на инфраструктуру ИГ была привлечена российская стратегическая авиация. Вместе с тем имена конкретных исполнителей теракта пока не установлены.

Память о погибших

28 октября на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге памятник жертвам авиакатастрофы над Синайским полуостровом. Мемориал под названием «Сложенные крылья» установлен на месте захоронения неидентифицированных останков жертв. Белый памятник выполнен в виде крыльев самолета, перед ним установлен саркофаг. На камне всего две надписи - номер рейса и дата крушения.

Как ожидается, во вторник в Шарм-эш-Шейхе будет установлена , символизирующую дружбу между Россией и Египтом. Памятник представляет собой уменьшенный вариант Лотоса дружбы между СССР и Египтом в Асуане рядом с Высотной плотиной. Он символизирует отношения двух стран в целом, в которых были и трагические события, как авиакатастрофа под Синаем. Первый камень будет заложен на Площади мира, высота стелы составит 18 метров. Позднее в этот же день в Церкви всех святых пройдет панихида о 224 жертвах катастрофы.