Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Проведение экскурсии Как сделать экскурсию

Введение…………………………………………………..3

1. Предмет и иды экскурсионной методики.

1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8

2. Классификация методических приемов.

2.1 Классификация методических приемов………….14

2.2 Методические приемы показа……………….…...17

2.3 Методические приемы рассказа………………….25

3. Особые методические приемы.

3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

4. Техника ведения экскурсий.

4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

Заключение…………………………………………………..51

Библиографический список……………..……………….…52

Введение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики после экскурсионной работы.

1.Предмет и виды экскурсионных методик.

1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; - методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.2 Методика подготовки экскурсий.

Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

Подготовка делится на два этапа:

Предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

Непосредственный - составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсово­да" и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.

Я не большая любительница экскурсий, мне больше нравится самой читать об интересных местах, искать их в незнакомой стране, а также советоваться с местными жителями. Но, чтобы успеть познакомиться с большим количеством уникальных для той или иной страны или города уникальных мест, придется пойти на экскурсию. Если Вы сами решили стать экскурсоводом или помочь кому-то из знакомых, я думаю, что это будет огромным опытом.

Способы написания экскурсий

Прежде чем приступить к написанию экскурсии следует знать, что это очень трудоемкий и кропотливый процесс, если трудности не пугают, а также вы имеете большой багаж знаний, то у вас обязательно все получится. Для начала отмечу, знаниями в каких областях необходимо обладать :

  • культурология;
  • история;
  • психология;
  • риторика;
  • составление планов.

Итак, спектр областей и навыков достаточно широк, поэтому написание экскурсий – это очень тяжелый, но важный для туристов труд. Именно экскурсии помогают гостям стран и городов познакомиться с культурой местных жителей, узнать историю появления тех или иных мест, а также узнать приметы и особенности стран. Вместе с тем, много экскурсий являются достаточно скучными и не могут заинтересовать надолго туристов. Поэтому для профессионалов важно умение создать атмосферу комфорта и заинтересованности , чтобы экскурсия запомнилась на долгие годы.

  • разработка маршрута;
  • определение времени на каждое место маршрута;
  • учет схем движения автобусов при необходимости;
  • написание текста экскурсии;
  • учет всех исторических фактов;
  • сохранение ссылок на источники (для любопытных туристов);
  • состыковка текста экскурсии и маршрута.

При написании текста старайтесь использовать больше логических связок , чтобы факты не были «вырваны» из контекста, и сохранилась логическая последовательность. Не используйте сложные формулировки , текст должен быть понятен каждому туристу.


Не пишите «сухих» текстов , сделайте экскурсию яркой и запоминающейся. Туристы не запомнят множество дат, фамилий и прочих исторических формулировок, наполните тест «остротой» и «пикантностью», чтобы привлечь слушателей.

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.

Портал mos.ru решил разобраться, откуда берутся маршруты и что заставляет людей ходить на экскурсии по городу. Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.